«Пых-пых», «бах-бах-бах» и «бум-бу-дум» – вот лучшее изложение сюжета.
Кадр из фильма «Терминатор. Да придет спаситель»
После третьего фильма казалось, что история про Сару Коннор, гибель мира и власть машин может продолжаться бесконечно и хуже от этого не станет. Мастеровитый производитель кассовых фильмов МакДжи эту надежду смог убить.
В начале XXI века рефлексирующий урка Маркус Райт (Сэм Уортингтон) поддался на уговоры больной раком ученой дамы (Хелена Бонем Картер) и завещал свое тело для опытов. Его нашпиговали хитрой электроникой, сделали неуязвимым и оставили только человеческое сердце. А через пару десятилетий на земле стало все совсем безнадежно. Люди существуют в ожидании, когда очередная железная лапа, проломив крышу, вытащит их из уютного убежища и отнесет в межгалактическую тюрьму. Единственный, кто маниакально пытается спасти планету, – лидер партизан – борцов с инопланетянами Джон Коннор (Кристиан Бейл). Он без конца слушает последнее послание своей матери, Сары Коннор, и пытается найти в нем ответы на все вопросы. Которых у него, правда, не так уж и много: как убить все машины и не машина ли случаем Райт.
Глупо спрашивать, стоит ли смотреть фильм тем, кто не видел первые три части. Пересказ сюжета можно свести к комбинациям междометий «пыщ-пыщ», «бабах» и «бум».
Биография МакДжи – режиссера «Спасителя» на данный момент сводится к странному букету из сериалов, сиквела «Ангелов Чарли» и фильма-концерта Offspring. Его режиссерская манера же – не менее удивительное сочетание дичайшей банальности и абсолютной сумятицы. «Спаситель» – это своеобразное «Возвращение мушкетеров»: весь фильм сделан только ради появления на несколько секунд двойника Шварценеггера. Чтобы тот вышел голый из дыма, сделал фирменное лицо «ты меня обидел» и исчез навсегда. Тут зал дружно просыпается и рукоплещет, а особо впечатлительные радостно скандируют: «Айл би бэк!» Чтобы снова погрузиться в сон под монотонные выстрелы и скрежет металла.
МакДжи пускает всего «Спасителя» по гладеньким рельсам жанра и трех предыдущих «Терминаторов». При всей сюжетной путанице ни одного неожиданного хода, ни единого хитрого ракурса, ни крохотной ловкой монтажной склейки в фильме нет. Все здесь предсказуемо, эта кривая колымага, не спеша, два с половиной часа, скользит по накатанной колее. Как будто любой мало-мальски близкий к комиксу сюжет не стал давно уже лучшей основой для игр со смыслами и самых распрекрасных ощущений, а история фантастического кино ограничивается «Приключениями Электроника». Как будто не было хоть и порядочного зануды, но все-таки хоть экспериментатора Нолана. Как будто любое фантастическое кино не есть абсолютное высказывание о добре и зле. Наконец, как будто для актеров персонажи в фантастическом кино – не лучшие находки в смысле характеров.
Да чего, собственно, хотеть? Человеку по имени МакДжи (по-английски пишется вовсе прекрасно – MCG, почти как звукозаписывающая компания) снимать фильм про власть машин противопоказано. И убедить себя, что МакДжи – не робот, произведенный на свет компанией Apple для разрушения прекраснейшей эпопеи, очень трудно.