Всё в Берлине говорит о кинофестивале.
Фото Reuters
Начавшись, как это обычно бывает, очень энергично – триллером Тома Тыквера «Интернейшнл» о темном закулисье банкирской жизни, Берлинале сразу взял приличный темп. Динамичным оказался иранский фильм «Про Элли», напоминающий сразу и Агату Кристи, и наш «Юрьев день». По крайней мере то иранское неторопливое роскошно-образное кино, что было в моде совсем недавно, постепенно поджимается и дает место кинематографу более европеизированному и мейнстримовскому.
Дальше всё – почти по плану: обязательное политическое кино на материале балканского конфликта («Шторм» Ганса-Христиана Шмида), непременный обаятельный полицейский-американец – в этой роли на сей раз выступил Томми Ли Джонс в картине Бертрана Тавернье «Грозовая мгла», вездесущий Франсуа Озон с очередным всплеском творческих эмоций. На нынешнем Берлинском фестивале enfant terrible французского кино представил на удивление милую и умную картину – «Рикки». Фильм выйдет в России, поэтому не хотелось бы предвосхищать события и рассказывать, кем оказался этот малыш. Скажем только, что серьезное осмысление жизни с ее необходимыми составляющими – любовь, смирение, терпение – сколь неожиданно для Озона, столь занятно для зрителя.
Впрочем, для российской публики куда важнее оказался показ нашего фильма – в программе «Панорама» представили картину Павла Бардина «Россия 88». Под восьмым номером в латинском алфавите идет буква H, соответственно 88 – HH, или Heil Hitler – «Хайль Гитлер». В столицу страны побежденного фашизма страна, победившая фашизм, привезла картину о последователях Гитлера. Наших, отечественных последователях. Фильм сделан в распространенной сейчас манере псевдодокументального кино – вгиковский юноша-еврей, проникшийся идеями нацизма, повсюду следует за компанией скинхедов с камерой, фиксируя их жизнь. Периодически он устраивает опрос: «Почему ты стал фашистом?» И ни разу внятного ответа не получает. В главной роли – 20-летнего Саши по кличке Штык – снялся Петр Федоров, сыгравший в «Обитаемом острове» Гая Гаала. Кстати, это была едва ли не лучшая работа в фильме, несмотря на присутствие там целого созвездия громких имен.
Оговоримся: «Россия 88» с точки зрения художественных достоинств с трудом выдержит даже щадящую критику. Слабый сценарий, плоские образы, не очень умелая пока режиссура. От этого довольно быстро становится скучно – даже несмотря на актуальность темы. Интересно и страшно другое. На вопрос из зала: «Где вы взяли материал?» режиссер ответил: «Все это есть в интернете». Послышался возмущенный шепот – как это в интернете? Это же поверхностно, это безответственно. Да, действительно, в любом другом случае это было бы непростительной халтурой – брать материал в интернете, но здесь – иной случай. Это и есть настоящий ужас, когда стоит кликнуть мышью, набрать нехитрую комбинацию букв – и можно найти тысячу фашистских роликов, посмотреть хронику жизни российских нацистов, можно легально купить фашистскую символику (что и сделали авторы фильма, обеспечив себя с ног до головы необходимыми аксессуарами), на Горбушке открыто продается фашистская музыка (ею авторы затарились именно там). А персонаж, которого играет Андрей Мерзликин, – чиновник из какого-то высокого департамента «по делам молодежи» говорит реальными словами реального чиновника из реальной его переписки с командой скинхедов. Переписку взломали хакеры-антифашисты, и она стала частью сценария. «Занимайтесь своим нацизмом, но только там, где я скажу, тогда, когда я скажу, и с теми, с кем я скажу». Из рук в руки передается внушительный конверт, а на словах – пожелание команде «Россия 88» направить свои усилия в «нужное» русло под «нужным» руководством. Мы не знаем имени этого человека, знаем только, что он есть. И, наверное, где-нибудь в думских коридорах раздает интервью о необходимости помогать нашей замечательной молодежи искать свое место в жизни.
И еще момент, от которого стынет кровь быстрее и надежнее, чем от всех сцен погромов, убийств, от вида выложенной на земле огромной свастики, пылающей под стройные крики «Слава России!» В фильме есть действительно документальные кадры: герои фильма для будущего своего фильма о самих себе, который намерены выложить в интернете, ходят по улицам с камерой и задают людям вопрос: «Вы согласны с тезисом «Россия для русских»?» Подавляющее большинство согласно: от инородцев – одно зло, они занимают наши рабочие места, любят наших девушек, топчут нашу землю. Молодые ребята, старушки, дядечки в очках с профессорской бородкой... Слава России! Ксенофобской, нетерпимой, убийственной в самом прямом смысле слова. «Эта земля была нашей!.. Она умрет, если будет ничьей! Пора вернуть эту землю себе!» – поют наши русские фашисты в фильме. Знал бы Борис Гребенщиков 20 лет назад, какой смысл приобретут слова его песни... Как, оказывается, просто все переосмыслить – скажи старые слова в другое время, в другом месте, другим голосом...
Конечно же, на этот фильм государство денег не дало. Кино должно входить в жизнь с парадного входа. Деньги раздают только там.
Берлин