0
3083
Газета Культура Интернет-версия

25.12.2008 00:00:00

Оглушительная духовность блокбастера

Тэги: кино, блокбастер, стругацкие


кино, блокбастер, стругацкие Говорить о значимых и значительных актерских работах в «Обитаемом острове», к сожалению, не приходится.
Кадр из фильма

2157 год. По Вселенной несется звездолет, на борту – юный бездельник Максим из некоего далекого идеального мира. Звездолет терпит крушение и вынужден приземлиться на планете Саракш, где Империя Неизвестных Отцов воюет с двумя бывшими провинциями – Хонти и Пандеей. «Раньше мы были одним государством. У нас была общая история», – объясняют Максиму жители Саракша. Заодно здесь борются и с врагами внутренними – населением управляют с помощью психотронных излучателей. На некоторых излучение не действует – такие здесь называются выродками и, как правило, ликвидируются. И Максим устраивает на планете революцию – взрывает центр психотронного излучения.

Вышедший в 1969 году роман Стругацких «Обитаемый остров» был совершенно в русле творчества двух писателей, описывавших из романа в роман выдуманные миры, в которых всякий читатель легко узнавал признаки родной одной шестой части суши. Читать Стругацких по молодости увлекательно, а умение пользоваться эзоповым языком в советские времена приравнивалось к главной литературной добродетели. Стругацкие, эффективно применявшие это умение на практике вкупе с умением придумать захватывающий сюжет, дали множество крепких основ для экранизаций. Андрей Тарковский, к примеру, по сюжету «Пикника на обочине» снял философскую притчу «Сталкер», имеющую самое малое отношение к роману Стругацких. Александр Сокуров вольно экранизировал «За миллион лет до конца света» – получились «Дни затмения». На выходе босховское полотно Алексея Германа «Трудно быть богом». «Обитаемый остров» – первая из экранизаций братьев-фантастов, максимально приближенная к первоисточнику (если не считать хиленький эстонский «Отель «У погибшего альпиниста»).

36 млн. долл. – бюджет для России рекордный. Он влился в фильм в виде оглушающих и ослепляющих спецэффектов, в гуще которых актер-дебютант Василий Степанов в роли Максима борется с инопланетным злом. Фильм начинен и целой обоймой зрелых кинозвезд – Сергеем Гармашом, Максимом Сухановым, Федором Бондарчуком, Алексеем Серебряковым, Александром Феклистовым, Гошей Куценко, которые азартно и охотно используют все собственные штампы актерской игры. Серебряков катает желваки – он тут главный негодяй, Суханов делает непроницаемое лицо – он самый главный негодяй, Бондарчук в роли Главного прокурора вкрадчиво брутален, а Куценко – тому и делать ничего не надо. Он просто появляется. Говорить о значимых и значительных актерских работах в «Обитаемом острове» не приходится – они скрыты за грохотом и преувеличенным общим осознанием важности происходящего.

Важность, судя по всему, кроется в этих самых 36 млн. долл. «Обитаемый остров» – раскрашенная в жанре sci-fi epic мысль о том, что тоталитаризм – это плохо. Мысль столь же правильная, сколь и куцая. Как, если разобраться, куце и ее воплощение. Главный герой Максим (Мак Сим, как его отныне именуют на Саракше) – персонаж исключительно блеклый, несмотря на бесспорную красоту, белозубую улыбку и блондинистые кудри. В нем нет мысли и неподдельной эмоции, и со всей своей красотой он отлично пригодился бы в мультике про современного Ивана-царевича, сеющего добро с помощью хорошо натренированных кулаков.

Да, собственно, весь грандиозный по видео- и аудиоряду фильм, если бы его разбить на 20-минутные серии, явил бы собою чудный утренний сериал для детей, собирающихся в школу. Что-то вроде «Кена». Как раз между чисткой зубов и утренней кашей. Отвлеченное зло, сказочные злодеи, красавец-рыцарь, спасающий полюбившуюся девушку и заодно всю планету. У Стругацких отвлеченное зло имело конкретного прототипа. Здесь создатели фильма пытаются выйти на обобщения, придав фильму вневременное, философское звучание.

Однако философское звучание не может быть оглушительным. Все умное тихо и неагрессивно. Это сказки продюсеров – про глубокий и философский блокбастер. Блокбастер может быть профессиональным или непрофессиональным, он может быть нетупым, да и просто захватывающим и привлекательным во всех отношениях, кроме одного: он не бывает по-настоящему умным.

«Обитаемый остров» – очередной гламурный фильм Федора Бондарчука (как бы ни пытались режиссер и продюсеры – Александр Роднянский и Сергей Мелькумов – откреститься от гламура). По странной и давней русской традиции не хватает мужества сказать: я снял очень красивый и очень дорогой фильм, который всех заткнет за пояс своими спецэффектами и в первый же уик-энд соберет немыслимые рекордные кассовые сборы. И что так всем духовность далась?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
723
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2462
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1654
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1275

Другие новости