0
1552
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2008 00:00:00

Забыть после просмотра

Тэги: кино, коэны, цру


кино, коэны, цру Сильные впечатления обеспечены не только героям картины братьев Коэнов, но и зрителям.
Кадр из фильма

«Сжечь после прочтения» – третий фильм из трилогии про идиотов, как объяснили его место в своем творчестве Джоэл и Итэн Коэны. «О где же ты, брат!» начал цикл, «Невыносимая жестокость» его продолжила, нынешняя работа Коэнов вроде как завершила. Разумеется, определение более чем условное, и вряд ли стоит рассматривать всерьез подобную коэновскую цикличность, хотя они и сами ее предложили на последнем Венецианском кинофестивале, который открывался фильмом «Сжечь после прочтения».

Сотрудник ЦРУ Осборн Кокс (Джон Малкович) отправлен в отставку из-за слишком тесных отношений с алкоголем. По этой же и ряду других причин его отправляет в отставку собственная жена – первостатейная стерва Кейти (Тильда Суинтон), вознамерившаяся свить новое семейное гнездо с бывшим коллегой мужа, пылким жеребцом Гарри (Джордж Клуни). Способом выместить обиду на весь мир для Осборна Кокса становятся его разоблачительные мемуары. Только вот мемуары эти волею злого случая оказываются в раздевалке фитнес-клуба, откуда попадают в руки местных тренеров – Чада (Брэд Питт) и Линды (Фрэнсис Макдорманд). Действие, до того момента делавшее стойку, срывается с места в карьер.

Чад в исполнении Брэда Питта абсолютно неожидан, чем и хорош. Записной болван по умственному развитию, странным образом словно выпущенный из интерната для умственно неполноценных детей. Для Питта эта роль – в своем роде потеря девственности, переход из лагеря героев-красавцев-любимцев в лагерь хороших актеров, которые, как выясняется, могут сыграть все. Тот же путь, и тоже благодаря Коэнам, прошел в свое время Джордж Клуни, пожертвовавший привычным амплуа. Такие приобретения дорогого стоят.

Вообще вся клоунада в фильме разворачивается исключительно из-за женских амбиций – толстозадая Линда ищет деньги на липосакцию. Заодно хорошо бы увеличить грудь, подтянуть лицо и еще несколько мелочей. Пока заветные операции не произведены, она шарит в интернете в поисках потенциальных спутников жизни, что в конечном итоге и приводит к печальным последствиям. Женщины, будьте бдительны, предупреждают Коэны, ваши аппетиты порой имеют летальные последствия.

Коэны и актеры веселятся от души. Только веселье посредственности отличается от талантливого веселья тем, что второе не бывает бессмысленным, даже если никто особого смысла вкладывать не хочет. Он получается сам собой – талант и профессионализм не умеют спать. Комедия положений, каковой, собственно, и является фильм «Сжечь после прочтения», не замыкается сама на себе. Если уж прикладывать идиотов, то чем больше, тем лучше. Их много на каждом километре, и не только в Америке. От Коэнов достается всем. Особое оживление среди русской публики вызывают сцены в российском посольстве. Огромное лысое здание, населенное мелкими лысыми сотрудниками с крысиным взглядом и скверным английским. И в непременном табачном дыму, сквозь который то и дело проглядывает портрет Путина. Под этим портретом все мелко шпионят, даже не слишком это скрывая, и вполне удачно соревнуются в идиотизме с парочкой идиотов – Чадом и Линдой, пришедшими торгануть мемуарами.

Еще больше достается американским спецслужбам. Сборище сонных бездельников, разыгрывающих фарс в стиле «Тупой и еще тупее», оказывается не способным не только спасти мемуары отставленного цэрэушника, но элементарно отличить придурка от шпиона. Вероятно, во многих случаях это одно и то же. Не зря ведь не только портрет Путина маячит в кадре, но и памятник Джорджу Вашингтону, придавая частной истории про похождения идиотов глобально-государственную окраску.

И все же, несмотря на прелестную актерскую игру и безупречную, как всегда у Коэнов, режиссуру, фильм «Сжечь после прочтения» сильно проигрывает многим другим коэновским работам. И не потому (или не только потому), что в нем нет того оригинального и точного осмысления действительности, какое есть, скажем, в последнем оскароносном фильме «Старикам тут не место». Фильм снят очень быстро, в рекордные сроки, и некоторые фирменные коэновские приемы в этом случае вполне можно назвать штампами.

То, что мир – царство Идиота, вряд ли можно считать откровением. Эту мизантропическую мысль Коэны проводят в каждом своем фильме, начиная с первого – «Просто кровь» и кончая увенчанным высшими наградами «Старикам тут не место». В последней картине Коэны решаются проговорить свое художественное кредо открытым текстом. Обезумевший недавний цэрэушник, устав от Идиота в себе и во всех, размахивая пистолетом, выкрикивает фразу, которую можно взять эпиграфом ко всему творчеству Коэнов: «Идиоты! Я боролся с вами всю свою ср┘ю жизнь!»

Борьба с Идиотом в жизни всегда обречена на неудачу. Идиот заведомо сильнее, потому что уверен в себе и не обременен сомнениями. Борьба с Идиотом в искусстве – прекрасная форма художественного возделывания реальности. Это весело, это смешно, а если еще и талантливо – то даже может показаться социально и политически остро. Последний опыт Коэнов – тому отличный пример.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
512
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2234
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1468
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1094

Другие новости