Такие они, кинорусичи, статные да молодые.
Кадр из фильма «Русичи»
В прокат вышел фильм Адель Аль-Хадада «Русичи». На заставу русичей Стрижень нападает войско Черного кудесника. Князь Изяслав убит (потом, правда, оказывается, что жив), его сын-подросток Властимир пытается собрать остатки русичей, отомстить Черному кудеснику, восстановить Стрижень и наказать предателей. Надо ли говорить, что все это ему удается без особых потерь? «Русичи» – яркий пример того, как губительна для искусства идея искусственного воспитания патриотизма.
Дремучие леса, по которым шныряют наши предки-язычники в лаптях. Они «окают», растягивают слова и изъясняются на древнерусском суржике с обильным использованием выражений «исполать тебе», «ланиты нежныя», «лети аки сокол»┘ Представители старшего поколения то и дело рискуют потерять длинноволосые парики и приклеенные бороды, а их дети с патриотическим выражением лица соревнуются в подвигах на благо будущей Руси.
Сразу возникает подозрение: фильм снят не просто так – скорее всего это спланированная акция, призванная дискредитировать идею государственного финансирования патриотического кино, высказанную недавно министром культуры РФ Александром Авдеевым. Кому-то не нравится засилье низкопробной голливудщины? Ладно, вот вам наше «догоним и перегоним». Заезженные голливудские клише выглядят пугающими своей оригинальностью авторскими ходами по сравнению с лубочной штамповкой «Русичей». Штампы взяты без разбора и из российского кино – моментами кажется, что поленились разобрать декорации «Волкодава», – и из мировой копилки. Белый колдун в исполнении Альберта Филозова – вылитый Гэндальф из «Властелина колец», мудрый и седовласый. Только лесной. Он незримо руководит командой отроков, взявшихся спасать Изяслава и Стрижень. И без конца что-то мудро и неразборчиво бормочет. Похоже, детям он порядком надоел, но жанр требует обязательного умного старого наставника. Хотя каждый раз на вопрос внучки «Ну что, дедушка, жив ли князь наш светлы очи Изяслав?» дедушка отвечает: «Ничего не вижу, все сокрыто от меня, внученька». Толку от такого провидца┘ А тем временем внучка его Настенька сбрасывает одежду и принимается обниматься с елью, шепча ей на том же древнерусском суржике какие-то просьбы. Неужели присутствие в фильме Сергея Глушко, стриптизера по прозвищу Тарзан, оказало такое глубинное влияние на художественную канву фильма? Кстати, стриптизер играет главного друга и соратника героических детей, благородного Фрола, который тоже то и дело обнимается с деревцами, словно ища среди них привычное орудие труда. Что ж – вероятно, во всем российском шоу-бизнесе для главного героя детского патриотического фильма другого героя, кроме как от шеста, не нашлось. При этом, надо думать, Тарзан – не самое дешевое приобретение для картины. Вполне вероятно, на него и ушла немалая часть бюджета, так как, сколько ни вглядывайся, признаков трех миллионов долларов в фильме больше не найдешь.
Обычно в блокбастерах львиную долю бюджета съедают спецэффекты и батальные сцены. Несколько спецэффектов в «Русичах» и правда есть – отрубленные ноги, например, или такое необходимое для детского кино кровавое месиво в результате схватки с главным злодеем – Вепрем (это прозвище местного бандита, который разоряет Стрижень и которого как раз подпитывает Черный кудесник). Хотя откуда там отрубленные головы и кровавое месиво – не очень понятно, если сами батальные сцены представляют собой уморительное зрелище: на лесной полянке сходятся несколько пар врагов и начинают ласково мутузить друг друга. Очень сомнительное героическое прошлое.
Изначально искусственная идея неизбежно влечет за собой негодное исполнение. Когда ставится задача снять что-то «на тему», «в рамках поставленной задачи» (в данном случае – отработка на экране патриотической идеи) – ждать обнадеживающего результата трудно. Если государство и дальше собирается тратить наши деньги на воспитание патриотизма у детей с помощью такой плакатной непрофессиональной белиберды, то за детей можно быть спокойными: все-таки большинство из них не дебилы и постараются впредь обходить за версту профинансированные государством фильмы. Денег – жалко.