В Центральном доме художника стартовал очередной, 24-й по счету Российский антикварный салон, который давно превратился в традицию. Кто-то из антикваров эту традицию поддерживает, кто-то, не желая казаться консервативным, отрицает и в салоне не участвует. Тем не менее на одной площадке, как всегда, собралось около 200 российских галерей, которые в течение 10 дней на своих стендах будут предлагать лучшее из лучшего на российском рынке старого искусства.
Открытие для специальных гостей состоялось в пятницу, но, как рассказывают сами антиквары, действительно заинтересованных лиц было немного. Нередко люди оказывались на салоне впервые, так что организаторы даже устраивали небольшие экскурсии по салону, где вкратце рассказывали, что и у кого можно приобрести.
Для публики салон открылся днем позже. Предшествовавшая официальной церемонии пресс-конференция получилась как никогда оживленной. И это неудивительно, ведь накануне в Россвязьохранкультуре презентовали очередной каталог поддельных произведений живописи. Новая «черная книга» сделала атмосферу пресс-конференции накаленной, а между сидевшими рядом заместителем руководителя Россвязьохранкультуры Анатолием Вилковым и президентом Конфедерации антикваров и арт-дилеров Василием Бычковым, казалось, периодически летели искры. Камней преткновения достаточно – здесь и уже надоевшие каталоги, и новая аккредитация экспертов, которую помимо Россвязьохранкультуры затеяла и конфедерация. Так что теперь у экспертов есть шанс получить два подтверждения своей компетентности. Осталось только найти те шедевры, которые им необходимо подтвердить. Василию Бычкову периодически приходилось напоминать, что тема пресс-конференции все-таки радостная, а открытие салона – всегда праздник. Но участников собрания все равно засыпали вопросами, которые были нередко похожи на прямые обвинения той или другой стороны.
В этой атмосфере особенно трогательно смотрелся специальный гость салона – президент влиятельнейшей в мире арт-ассоциации CINOA (Confederation Internationale des Negociants en Oeuvres d'Art) Бо Кнатсон, который искренне не понимал, почему вокруг каких-то каталогов столько шума и зачем их вообще печатать. Вообще же господину Кнатсону салон понравился, правда, мысля мировыми категориями, он совершенно недвусмысленно отметил, что русское искусство никому, кроме русских, в принципе-то и не нужно. Так что все эти наши местечковые скандалы от мирового арт-рынка (куда Россия все-таки мечтает попасть) крайне далеки.
Сам же салон от раза к разу кажется все более цивилизованным, и по крайней мере в центральной части галереи почти перестали использовать шпалерную развеску. Хотя третий этаж по-прежнему верен себе и без стеснения расставляет вещи вперемешку на полу и этажерках из IKEA. Несмотря на улучшающийся внешний вид, качественных и по-настоящему интересных произведений на салоне выставлены единицы, и многие галереи стараются выходить из положения лишь за счет тематических экспозиций, порой удачно обыгрывающих пусть и не самые достойные вещи. Подробнее об Антикварном салоне, а также новом томе каталога подделок читайте в приложении «НГ-антракт» в пятницу, 18 апреля.