Талант Збруева теперь уже точно проверен годами.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Сегодня исполняется 70 лет Александру Збруеву. Около 70 работ в кино, больше десятка заметных ролей в «Ленкоме», где он уже 45 лет (пришел до Марка Захарова). Хорош собой и талантлив.
Чудны дела твои, Господи. Шпана, мальчишка, Ганжа – и 70. Это несправедливо, это возмутительно, потому что 70 – это, конечно же, «всего 70», но только после второй рюмки на собственном юбилее. А после пятой – «уже 70». А утром – восьмой десяток. Тьфу.
Александр Збруев – один из самых. Почти всех возможных «самых» – загадочных, красивых, талантливых, обаятельных. С такой внешностью на экране можно вообще ничего не делать – просто ходить под камерой. Женщины будут обмирать. И женщины, и мужчины вместе – яростно завидовать: баловень судьбы, шпана арбатская, с первой ролью – успех такой, какой даже на первом курсе в счастливых пьяных снах не снится.
«Мой младший брат» Александра Зархи, где встретилась на съемочной площадке настоящая, без дураков, золотая молодежь советского кино – Александр Збруев, Олег Даль, Андрей Миронов. И уже взрослый, солидный – 33 года! – Олег Ефремов. Конец оттепели, молодость, талант – все сошлось, все сцепилось. И такая свежесть, чистота, обаяние, трепет ума – все в этом фильме получилось. Збруев впервые на экране – тоже получился. Да еще как! Девушки Советского Союза побросали дела и сели писать письма. Сашина мама хранила эти письма в специальном чемодане.
«Мой младший брат» стал выстрелом стартового пистолета в забеге по звездному маршруту. Збруев пустился в большую актерскую жизнь. В «Ленкоме» его приветил Анатолий Эфрос, и казалось – вот она, звездная стезя, уже под ногами, осталось перевести дыхание от первых успехов. «Мой бедный Марат» стал для Збруева воротами в театральный мир, где ему, думалось, уже застолбили место среди первых.
Но Эфрос ушел – и место Збруева занял кто-то другой. А он – он играл в театре, играл хорошо, но словно поручил кому-то другому лелеять его актерскую судьбу, а этот «кто-то» схалтурил. За сорок с лишним лет в одном из лучших театров страны – что? Был первым, но почему-то не прогремел, как коллеги, те, что примерно его ровесники, а то и младше его, – Николай Караченцов, Олег Янковский, Александр Абдулов.
Может, всему виной Григорий Ганжа – обаяшка-оболтус из прелестной сказки «Большая перемена» Алексея Коренева? Слишком оглушительный успех этого фильма, в котором звезд и талантов было, кажется, больше, чем персонажей, вообще странным, каким-то почти мистическим образом стал для многих затянувшейся остановкой на пути к настоящему успеху. А для кого-то и стоп-линией. Михаил Кононов так и умер Нестором Петровичем. Замечательный, талантливый Виктор Проскурин сыграл огромное количество ролей в кино, а для многих по-прежнему – Генка Ляпишев: «Ходишь, ходишь в школу, а потом – бац – и вторая смена!» Люсьена Овчинникова звание «заслуженной» получила за «Большую перемену», за жену Петрыкина. А ведь было у нее больше 50 ролей в кино, может, не главные, но хорошие. И одна просто замечательная, единственная главная – «Мама вышла замуж». А Александру Збруеву, получается, никуда уже не деться от Ганжи. Были серьезные, умные психологические роли: в «Попутчике» Ивана Киасашвили с Валерием Приемыховым какой дуэт разыграли! «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «О любви» Сергея Соловьева, «Одинокая женщина желает познакомиться» Вячеслава Криштофовича – такое одиночество, такое несчастье, клубок комплексов – блистательно сыграно. «Успех» Константина Худякова – вдруг маленький человек в исполнении красавца Збруева. Просто здорово. «Храни меня, мой талисман» Романа Балаяна – о чести и бесчестье на излете развитого социализма. Кажется, все. Не все, конечно, но – ощущение недовоплощенности остается. Смешно сказать, но по-прежнему хочется сказать – и в это веришь! – что многое впереди, и какие-то главные роли – тоже.
Ганжа – замечательный и ненавистный – прицепился намертво. Нет чтобы кто-то отцепил, если у самого актера не получилось. Зачем? Симпатяга Збруев, он же Григорий Ганжа – это так привычно, и ничего нового придумывать не надо, когда есть лекало. Ну еще неожиданно – Сталин в «Ближнем круге» Андрея Кончаловского. Прикольно.
Всякое «слишком» опасно. Слишком оглушительный успех «Большой перемены». Слишком богатая талантами страна. Что «слишком» – того не очень-то и жалко.
Искусство не прощает, когда талантами затыкают дыры. Оно заставляет потом смотреть на тех, кто пришел на смену, и жалеть до слез: где ж мы были, почему не дали сыграть СВОЁ? Ганжа, конечно, хорошая роль, но на главную, на свою, на ту самую – нет, не тянет. И Нестор Петрович не тянет. И жена Петрыкина – тоже. Замечательно он сыграл в «ленкомовском» «Шуте Балакиреве» обер-прокурора Ягужинского, с масштабом, с пониманием┘ Похвалили, но больше внимания уделили главным героям. А Ягужинский – важная, конечно, фигура, но – не самая главная в этой истории. А Збруев должен быть главным.
Не хочет, может быть? В «Ленкоме» вот говорят, что отказывается праздновать юбилей, не хочет торжеств.
Скромность не украшает артиста, что ли? Бывшая шпана, сын «врага народа» и столбовой дворянки, первые пять лет жизни проживший в лагерях, красавец с умным прищуром, звездный мальчик оказался слишком интеллигентным. В мире острых локтей нельзя быть интеллигентным вообще, а слишком – тем более.
Пожалуйста, кто-нибудь – дайте Збруеву «ту самую роль». Ему ведь всего 70.