Вчера в Лондоне аукционный дом Sotheby’s провел торги современным русским искусством. Это уже второй специализированный аукцион такого рода – первый состоялся год назад. Тогда он был похож скорее на эксперимент, тестирование потребительского спроса на русское современное искусство. Результаты нынешнего аукциона показывали, что эксперимент не просто удался, но и окончательно утвердилась новая область аукционной активности.
Как рассказал один из участников торгов коллекционер Сергей Ревякин, нынешний аукцион с самого начала проходил очень активно. Зал был полон, собрались все самые известные дилеры и коллекционеры. Конечно, русские. Было много покупателей и по телефону – организаторы задействовали в зале около 15 постоянных линий. Через полтора часа после начала торгов было продано уже около 75% лотов.
Подобная активность вполне объяснима – современное русское искусство долгое время оставалось недооцененным не только с точки зрения истории искусства, но и с финансовой стороны. Sotheby’s одним из первых понял выгоду нового раздела бизнеса, который может стать достойной альтернативой антиквариату, и начал с того, что в 2006-м включил в традиционные русские торги отдельный стринг современного искусства.
Тут можно заметить, что антиквариат, конечно, не бесконечен. И вспомнить, как Марат Гельман, большой энтузиаст всего современного, не раз призывал публику покупать отечественное и современное. Достаточное количество произведений и сравнительно невысокие цены – то, что привлекает сейчас как коллекционеров, так и арт-дилеров. Очевидно, что рынок послевоенного русского искусства начал расти и развиваться и очень скоро инвестиции будут приносить неплохие дивиденды. Особенно если речь идет о шестидесятниках, которые уже стали современной, живой классикой. Они продавались, как всегда, успешно, хотя и без головокружительных рекордов, вроде уже легендарного Дмитрия Краснопевцева (в 2006-м на торгах Sotheby’s его работу продали за 1 млн. долл.).
Так, «Черный туннель» Эрика Булатова был продан за 72 тыс. фунтов при оценке в 30–40 тыс., «Неправда» Оскара Рабина – за 102 тыс. (эстимейт 40–60 тыс. фунтов), «Лунный пейзаж» Петра Беленка – за 54 тыс. фунтов (эстимейт 15–20 тыс.). Удивительно, но не нашли покупателя два полотна Олега Целкова, чьи узнаваемые «лица» еще недавно пользовались спросом на русских торгах в Лондоне.
Согласно ожиданиям главным лотом стало полотно Олега Васильева «Перед закатом» 1990 года. Одно из первых произведений художника, посвященных политической истории России, было куплено за 468 тыс. фунтов при эстимейте в 200–300 тыс. фунтов. Столь же удачно была продана и работа «Уход» 1978 года – 180 тыс. фунтов при оценке в 50–70 тыс. фунтов.
Что же касается искусства актуального, то тут лидерами стали группа АЕS+Ф и Семен Файбисович. Общая сумма торгов составила 4,1 млн. фунтов, что почти в два раза превосходит ожидания организаторов. По сравнению с торгами старым русским искусством такие цены кажутся совсем небольшими. Рынок русского современного искусства сейчас только зарождается, но международные аукционные дома принимают в этом процессе активное участие. Не исключено, что совсем скоро в области современного русского искусства произойдет ценовой рывок, подобный тому, что случился на рынке искусства традиционного.