Местные достопримечательности. «Мальчик с апельсином» Винсента Ван Гога за 30 миллионов долларов.
Фото автора
Вчера в голландском городе Маастрихт открылась самая престижная и дорогая ярмарка антиквариата TEFAF – The European Fine Art Fair. Ярмарка, впервые организованная 21 год назад, традиционно проходит в марте в самом центре северной Европы и собирает лучшие галереи мира. Накануне официального открытия в Маастрихте состоялся предварительный показ для прессы и специальных гостей.
На десять дней огромный выставочный зал MECC превратился в настоящий город старого искусства. 17 участников, среди которых, кроме традиционных голландских, британских, французских и бельгийских галерей, свои сокровища демонстрируют крупнейшие арт-дилеры из Аргенины, Канады, Китая, Японии и США.
Как в настоящем городе, изысканные стенды разместились по сторонам известнейших в мире искусства улиц и площадей – New Bond Street, Champs Elysees, Madison Avenue.
В этом году, изменив привычным голландским тюльпанам, которые традиционно украшают все пространство MECC, организаторы предпочли тоненькие, едва распустившиеся березки и разноцветные анемоны.
В коридорах и на стендах оживление и приятная суета. Встречаются знакомые, пожимают друг другу руки, поднимают бокалы с пожеланиями удачной ярмарки. И ярмарка действительно обещает быть удачной, когда каждый стенд здесь – почти музей, а каждый посетитель – потенциальный клиент.
Год назад TEFAF посетили около 70 тысяч человек. В этот раз, подняв цены на билеты, организаторы надеются уменьшить количество любопытствующих и предоставить больше возможностей и пространства для коллекционеров.
И коллекционеры с утра стоят в очереди, ожидая, когда наконец можно будет потратить миллионы. Посетители с удовольствием носят под мышкой двухкилограммовый выставочный каталог.
TEFAF – ярмарка, рассчитанная в первую очередь на профессионалов. Большинство крупных сделок совершается здесь в первый же день, еще до публичного открытия.
Тематически все пространство поделено на три раздела. Искусство старых мастеров – сердце и главная гордость TEFAF (именно с этого и начала свое триумфальное шествие главная ярмарка старого искусства). Оно занимает примерно четверть выставки. Здесь традиционно преобладают сами голландцы и бельгийцы, главные знатоки в этой области.
Чуть меньше пространства занимает раздел искусства XX века, который стал активно расширяться последние несколько лет.
TEFAF, долгое время считавшаяся чуть ли не самой консервативной ярмаркой, отдает дань последним тенденциям мирового арт-рынка. Теперь здесь можно найти и произведения, созданные буквально год-два назад.
Вторую половину этого выставочного города занимает остальной антиквариат – декоративно-прикладное искусство, мебель, скульптура.
Всего 227 стендов, тысячи предметов антиквариата за общую сумму более 1 млрд. долл. Каждый из них с полным правом можно назвать шедевром, ведь он проверен на подлинность и качество не только участниками, но и строжайшим экспертным советом, состоящим их самых уважаемых экспертов со всего мира.
Одно из главных событий нынешней ярмарки – редкое позднее полотно Винсента Ван Гога «Мальчик с апельсином», изображающее Рауля Левера, сына плотника из местечка Овер-сюр-Уаз. Последние месяцы своей жизни Ван Гог провел неподалеку от этого местечка. Работа, хранившаяся с 1916 года в частном собрании в Швейцарии, теперь выставлена на продажу нью-йоркской галерей Dickinson за 30 млн. долл.
Присутствие России на TEFAF почти не ощущается: несмотря на амбиции и возможности русских покупателей, на подобных международных ярмарках ясно видно, что российский антикварный рынок пока слишком далек от мирового. Русских клиентов почти не ждут, русская пресса вызывает неприкрытое удивление, русское искусство никто не привозит. Если и встречаются на стендах русские имена, то это уже скорее мировые бренды, такие как Алексей Явленский или Василий Кандинский, работы которых выставляет, например, мюнхенская галерея Thomas. А самым «русским» здесь, пожалуй, можно назвать Карла Фаберже, ювелирные творения которого представляет A la vieille Russie из Нью-Йорка, в том числе крошечного агатового попугая с рубиновыми глазами, которым особенно гордится галерея (его стоимость публично не разглашается).
Маастрихт