0
1650
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2007 00:00:00

Запретное искусство на минном поле

Тэги: рпц, сахаров, кураев, ерофеев, самодуров


В Русской Православной Церкви (РПЦ) возмущены выставкой «Запретное искусство-2006», открывшейся 7 марта в Центре имени Андрея Сахарова. Выставка организована искусствоведом Андреем Ерофеевым, который возглавляет отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи, в экспозиции представлены произведения, не разрешенные к показу в московских музеях и галереях в прошлом году. Часть работ затрагивает тему религии, их авторы, например, сочетают христианскую символику или предметы культа с «объектами повседневности»: продуктами потребления, нецензурными надписями и т.д. В РПЦ такую «профанацию священного» считают оскорблением чувств верующих и призывают общество дать выставке «адекватную правовую и моральную оценку».

«Организаторам выставки не нужно подавать руку, православные христиане не должны участвовать в их мероприятиях или приглашать их куда бы то ни было. Я убежден в том, что это люди абсолютно безнравственные и не достойные общения», – заявил Интерфаксу заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Известный проповедник дьякон Андрей Кураев считает, что суд должен отозвать у директора Центра им. Сахарова Юрия Самодурова лицензию на проведение выставок. А православное общественное движение «Народный Собор» 20 марта обратилось к прокурору Москвы с просьбой привлечь организаторов «Запретного искусства-2006» к уголовной ответственности. Все они, что в общем понятно, воспринимают новую экспозицию как продолжение скандального проекта «Осторожно: религия!», которая была открыта в том же Сахаровском центре в январе 2003 года, почти сразу подвергшаяся погрому, после чего организаторы и участники год или даже больше ходили в Таганский суд по иску представителей православной общественности.

«Не нравится – не ходи!» – так Юрий Самодуров в эфире «Эха Москвы» прокомментировал обвинения в антихристианской направленности выставки. Есть в этом некое лукавство: Центр им. Сахарова так анонсирует выставку, что не захочешь, а пойдешь. Таковы особенности человеческой психологии. Налепи на экспонаты ярлык «запретного искусства», сделай свободный вход, предупреди о том, что «детям до 16 смотреть не рекомендуется», – и люди потянутся.

«Запретное искусство» – долгоиграющий проект, его цель – «мониторинг и обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры». Примечательно, что выставка, по сути, объявлена дискуссионной площадкой, но само направление, тон дискуссии заданы заранее. Художественные советы или директора музеев руководствуются различными соображениями и критериями при отборе произведений для экспонирования: этическими, эстетическими и т.п. Тенденция в их решениях может и вовсе отсутствовать. Аналогичным образом можно провести выставку статей, присланных в редакцию газет и не опубликованных по тем или иным причинам. Одна статья не прошла из-за несоответствия политике издания, другая просто плохо написана. «Институциональная цензура» – это в известной степени упрощение. По сути, программный лозунг.

Никто не может запретить художнику скептически относиться к любой религии и выражать свой скепсис в свободной форме. В том числе и выложить икону из икры, как это сделал Александр Косолапов, чью работу экспонирует Центр им. Сахарова. Более того, безобидной критики не бывает – кто-нибудь непременно почувствует себя задетым или обиженным. Проблема сводится к тому, помещается произведение в социальный контекст или нет. Если оно хранится в мастерской художника, то остается достоянием избранных, «доверенных» лиц. Но любая выставка превращает картину, коллаж, инсталляцию в предмет общественной дискуссии. А она бывает разной. Некоторые дискуссии ограничиваются обменом репликами, но некоторые перерастают в обмен ударами.

«Мне самому из представленных работ нравятся лишь несколько. Есть такие, которые очень не нравятся», – говорит Юрий Самодуров. Это не означает, что он несет ответственность за экспонирование лишь тех произведений, которые ему нравятся. Остальные работы тоже на посетителей Центра им. Сахарова не с неба свалились. Кто-то ведь собрал их вместе, создал единый «текст» из разрозненных «высказываний», объединил их под названием «Запретное искусство». Спровоцировал общественность, как утверждают в РПЦ. Ведь и главный редактор датской газеты Jyllands-Posten мог заявить в январе прошлого года, что из опубликованных его изданием карикатур ему по душе только некоторые. А то и вовсе ни одна не нравится.

Современное искусство зачастую стремится быть провокационным. Но есть области, где провокации небезопасны. Религия как минное поле: один неосторожный шаг – и вот уже общественный взрыв. Понятно, что Центр им. Сахарова, его директор, организаторы «Запретного искусства» борются за свободу слова и самовыражения. Это похвально и достойно уважения. Но бороться можно, используя гибкую тактику, совершая последовательные движения, не игнорируя социальный контекст. А можно биться головой о стену, делая вид, что этой стены не существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
663
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2393
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1595
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1220

Другие новости