В Русской Православной Церкви (РПЦ) возмущены выставкой «Запретное искусство-2006», открывшейся 7 марта в Центре имени Андрея Сахарова. Выставка организована искусствоведом Андреем Ерофеевым, который возглавляет отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи, в экспозиции представлены произведения, не разрешенные к показу в московских музеях и галереях в прошлом году. Часть работ затрагивает тему религии, их авторы, например, сочетают христианскую символику или предметы культа с «объектами повседневности»: продуктами потребления, нецензурными надписями и т.д. В РПЦ такую «профанацию священного» считают оскорблением чувств верующих и призывают общество дать выставке «адекватную правовую и моральную оценку».
«Организаторам выставки не нужно подавать руку, православные христиане не должны участвовать в их мероприятиях или приглашать их куда бы то ни было. Я убежден в том, что это люди абсолютно безнравственные и не достойные общения», – заявил Интерфаксу заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Известный проповедник дьякон Андрей Кураев считает, что суд должен отозвать у директора Центра им. Сахарова Юрия Самодурова лицензию на проведение выставок. А православное общественное движение «Народный Собор» 20 марта обратилось к прокурору Москвы с просьбой привлечь организаторов «Запретного искусства-2006» к уголовной ответственности. Все они, что в общем понятно, воспринимают новую экспозицию как продолжение скандального проекта «Осторожно: религия!», которая была открыта в том же Сахаровском центре в январе 2003 года, почти сразу подвергшаяся погрому, после чего организаторы и участники год или даже больше ходили в Таганский суд по иску представителей православной общественности.
«Не нравится – не ходи!» – так Юрий Самодуров в эфире «Эха Москвы» прокомментировал обвинения в антихристианской направленности выставки. Есть в этом некое лукавство: Центр им. Сахарова так анонсирует выставку, что не захочешь, а пойдешь. Таковы особенности человеческой психологии. Налепи на экспонаты ярлык «запретного искусства», сделай свободный вход, предупреди о том, что «детям до 16 смотреть не рекомендуется», – и люди потянутся.
«Запретное искусство» – долгоиграющий проект, его цель – «мониторинг и обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры». Примечательно, что выставка, по сути, объявлена дискуссионной площадкой, но само направление, тон дискуссии заданы заранее. Художественные советы или директора музеев руководствуются различными соображениями и критериями при отборе произведений для экспонирования: этическими, эстетическими и т.п. Тенденция в их решениях может и вовсе отсутствовать. Аналогичным образом можно провести выставку статей, присланных в редакцию газет и не опубликованных по тем или иным причинам. Одна статья не прошла из-за несоответствия политике издания, другая просто плохо написана. «Институциональная цензура» – это в известной степени упрощение. По сути, программный лозунг.
Никто не может запретить художнику скептически относиться к любой религии и выражать свой скепсис в свободной форме. В том числе и выложить икону из икры, как это сделал Александр Косолапов, чью работу экспонирует Центр им. Сахарова. Более того, безобидной критики не бывает – кто-нибудь непременно почувствует себя задетым или обиженным. Проблема сводится к тому, помещается произведение в социальный контекст или нет. Если оно хранится в мастерской художника, то остается достоянием избранных, «доверенных» лиц. Но любая выставка превращает картину, коллаж, инсталляцию в предмет общественной дискуссии. А она бывает разной. Некоторые дискуссии ограничиваются обменом репликами, но некоторые перерастают в обмен ударами.
«Мне самому из представленных работ нравятся лишь несколько. Есть такие, которые очень не нравятся», – говорит Юрий Самодуров. Это не означает, что он несет ответственность за экспонирование лишь тех произведений, которые ему нравятся. Остальные работы тоже на посетителей Центра им. Сахарова не с неба свалились. Кто-то ведь собрал их вместе, создал единый «текст» из разрозненных «высказываний», объединил их под названием «Запретное искусство». Спровоцировал общественность, как утверждают в РПЦ. Ведь и главный редактор датской газеты Jyllands-Posten мог заявить в январе прошлого года, что из опубликованных его изданием карикатур ему по душе только некоторые. А то и вовсе ни одна не нравится.
Современное искусство зачастую стремится быть провокационным. Но есть области, где провокации небезопасны. Религия как минное поле: один неосторожный шаг – и вот уже общественный взрыв. Понятно, что Центр им. Сахарова, его директор, организаторы «Запретного искусства» борются за свободу слова и самовыражения. Это похвально и достойно уважения. Но бороться можно, используя гибкую тактику, совершая последовательные движения, не игнорируя социальный контекст. А можно биться головой о стену, делая вид, что этой стены не существует.