Исполнилось сто лет со дня рождения Александра Наумовича Цфасмана – пианиста, аранжировщика, композитора, дирижера, руководителя первого профессионального джаз-оркестра в СССР. Сегодняшнему молодому поколению это имя вряд ли хорошо известно, но у тех, кто постарше, при упоминании Цфасмана загораются глаза и пробуждаются самые светлые воспоминания.
В Москве прошло два концерта, приуроченных к юбилею. На первом, в Центре Павла Слободкина, музыку Цфасмана исполняли современные российские джазовые музыканты. Перед началом второго концерта в Колонном зале Дома Союзов зрители пересказывали друг другу, как все накануне удачно сложилось, без сомнения, рассчитывая на продолжение праздника.
Концерт в Колонном зале организаторы назвали «Музыка нашей родины», посвятив его поколениям родителей, бабушек и дедушек, для которых имя Цфасмана напоминает не только о времени молодости и больших надежд, но и определяет целую эпоху в истории страны. К сожалению, зрителей собралось не так много, как могло бы быть. В самом деле, рекламы было совсем немного, а те, кому концерт мог быть действительно интересен, – не самые активные пользователи интернета. Да и цены на билеты, сопоставимые с размером пенсии и откровенно пугающие старшее поколение, не делали концерт доступным для всех желающих. В результате вечер получился почти семейным: случайных людей почти не было, а большинство пришедших в зрительный зал могли выйти на сцену со своими воспоминаниями.
Когда вместе собираются люди, имеющие общую историю, они зачастую говорят не о каких-то очевидных, на их взгляд, вещах, а все больше о подробностях и деталях. Человеку непосвященному это может быть очень интересно, но понять, о чем идет речь, и составить себе целостное представление о предмете разговора практически невозможно. Так получилось и на этот раз: ни ведущий концерта Алексей Баташев, ни другие участники не рассказали о весьма непростой жизни Цфасмана и его месте в истории российской культуры в целом. Зато подробности были замечательны. Олег Анофриев рассказал о том, как Цфасман лоббировал его песни на худсовете в Доме звукозаписи, Леонид Куксо и Владлен Давыдов – о фильме «Встреча на Эльбе», над которым Цфасман работал вместе с Дмитрием Шостаковичем (кино сразу захотелось пересмотреть). Пришедших поделиться воспоминаниями было много, время двигалось неумолимо, и к концу второго отделения Людмила Лядова и Алла Баянова, которым было, что исполнить, предпочли обойтись без лишних слов. Ведущие мягко, но настойчиво подгоняли выступающих, иначе мероприятие рисковало затянуться до утра.
Обойдясь без исторической справки о юбиляре, организаторы умудрились почти обойтись и без музыки Цфасмана. Пригласив хороших музыкантов, начали с увертюры к «Веселым ребятам», сыграли некоторое количество музыки, относящейся к тому времени, спели несколько ничем не выдающихся песен. Возможно, все это и играл оркестр Цфасмана, но в истории он остался за другие достижения. Ансамбль Валерия Киселева сыграл «Интермеццо» Цфасмана, которое в свое время записал Бенни Гудмен, сын трубача того оркестра пианист Борис Фрумкин исполнил фантазию на темы Гершвина, Виктор Соломенцев по настоянию зрителей спел «Утомленное солнце» и «Мне бесконечно жаль┘», пианист Александр Покидченко сыграл «Быстрое движение». И оркестр классического джаза из Саратова звучал великолепно, и Вилли Токарев спел «Темную ночь», но к тому, что делал Цфасман, это имело лишь косвенное отношение. Хотелось-то совсем другого┘