0
1879
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2006 00:00:00

Сцены из жизни сапфиров

Тэги: балет, ниорадзе, баланчин, драгоценности


балет, ниорадзе, баланчин, драгоценности Высокий стиль Ирмы Ниорадзе.
Фото предоставлено Постмодерн-театром

Страсть к Баланчину давно овладела Ирмой Ниорадзе. Из обширного наследия хореографа она выбрала его балет «Драгоценности» – там мастер обыгрывает световую игру бриллиантов, рубинов и изумрудов. Ниорадзе заметила, что сапфиров в перечне нет. И к своему бенефису решила сделать балет про эти камни, навеянный танцами Баланчина. То есть на сцене у классика было красное, зеленое и серебристое. А у нас будет еще и синее.

К проекту Ниорадзе подошла серьезно. Нынешний опус – вторая ее попытка создать балет про Баланчина и в его честь. Смысл затеи сформулирован как попытка перенести баланчинскую эпоху в XXI век. Для этого решили скрестить классическую хореографию с эстрадным танцем. А значит, в музыке нужно и о старине напомнить, и наше время не забыть. За вечность был назначен отвечать композитор Феликс Мендельсон-Бартольди. Олицетворять современность – Дато Евгенидзе, автор музыки к кинофильму «9 рота». Он написал партитуру, в которой отчетливо слышен стук камней о твердую поверхность. Как будто сидит скучающий миллионер и от нечего делать швыряет алмазы горстями.

А чтоб совсем уже, с гарантией, не ударить в грязь лицом, на костюмы и декорации сосватали известного историка моды и художника из Парижа – Александра Васильева.

Эстет Васильев не поскупился на роскошные ткани, имитирующие блеск разных камней, больше всего – сапфиров. Цвета этого драгоценного минерала в костюмах переливаются и так и сяк, переходя в светлое или взрываясь сине-черным. Ирма Ниорадзе выходит на сцену в тунике оттенка тропического неба в сумерках, потом переодевается в бело-голубую с разводами балетную пачку. Но это будет во второй части балета, когда у балерины появится нужда в танцевальной одежде. А в начале спектакля бенефициантка ошарашивает публику черным с золотом вечерним платьем и меховым палантином. В спецодежде богачей она картинно прохаживается по сцене, заглядывая в витрину ювелирными украшениями. Посвященные в биографию Баланчина понимают: налицо отсылка к его личной жизни. Известно, что Мистер Би любил сам покупать драгоценности красивым женщинам и водил своих многочисленных жен к Картье и ван Клиффу. Вот только нарочитый шик он оставлял за бортом своих спектаклей.

Роль символического Баланчина (а может быть, вовсе и не его, а некого обобщенного балетмейстерского гения) сыграл неувядающий Михаил Лавровский. Он превосходно вращался (словно молодой солист!), наглядно изображал процесс сочинения балета для некой балерины (роль Ниорадзе) и демонстрировал, как блеск драгоценностей вдохновляет творчество.

Принцип «классика плюс эстрада» вылился в приглашение двух хореографов – балетного «шестидесятника» Георгия Алексидзе и постановщика шоу Егора Дружинина. То, что они совместно соорудили, похоже на коктейль из компота с абсентом. По крайней мере именно такая ассоциация возникла во время просмотра. Господин Алексидзе поставил адажио и аллегро. В медленной части у него получилась пафосная смесь, похожая на отрывок из советского балета тридцатилетней давности (что-то среднее между «Лебединым озером» и «Спартаком» Григоровича). В быстрой – подражание, скажем корректнее, стилизация под Баланчина. Господин Дружинин обошелся приемами шоу для девочек, одетых как для ужина в дорогом ресторане, и марионеточными движениями для мальчиков в клубных пиджаках. Некоторые па от Дружинина обозревателю «НГ» было трудно осмыслить и буквально, и иным путем. Тут нужен могучий аналитический ум. К примеру, что можно подумать в эпизоде, когда танцовщик Илья Кузнецов вылетел на сцену, птицей метнулся на настил, распластавшись на полу, словно медуза на суше, ожесточенно задрыгал ногами и застучал руками, приникая ухом к полу, словно желая что-то подслушать в подполье? Видимо, лирический герой балета может слышать и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
558
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2282
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1502
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1132

Другие новости