0
947
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2005 00:00:00

Опрощение аристократки

Тэги: спящая красавица, балет, кремль


Получившаяся смесь неравноценна по качеству фрагментов: натренированному глазу сразу видно, где автор балета или его тонкий стилизатор Федор Лопухов, а где работа Петрова. Да и численность танцовщиков труппы не позволяет воссоздать на сцене полнокровные ансамбли Петипа. Они количественно, а значит, пространственно сокращены, что невыигрышно смотрится на огромной площадке Кремлевского дворца.

Другая незадача спектакля – его сценография. Художник Станислав Бенедиктов предложил декорации, в которых парк и дворец почему-то наложены один на другого, так что невозможно понять, где происходит действие – на свежем воздухе или в бальном зале. Особая проблема с задниками. В момент путешествия принца в спящий замок на волшебной лодке и в эпизоде поцелуя спящей красавицы на заднике изображены покосившиеся, падающие назад строения. Надо понимать, что после столетней спячки все нуждается в капитальном ремонте. Но костюмы «с иголочки» у персонажей тоже должны были бы превратиться в лохмотья, и новехонькие ворота покосившегося замка – хотя бы облупиться. А когда кривые стены еще и движутся в одном направлении с лодкой, хотя для эффекта поездки они должны скрываться назад, вообще хочется закрыть глаза.

Но дело даже не в этом. Главная проблема постановки – в ложном отношении к балетному наследию.

«Спящая красавица» была поставлена французом по мотивам французской сказки Шарля Перро и повествует о фантастических королевских дворах, списанных тем не менее с реальных французских Людовиков – в прологе и первом акте с Четырнадцатого, а потом, после пробуждения Авроры, с Пятнадцатого и/или Шестнадцатого. Стилистика хореографии Петипа построена на подражании старинным манерам и линеарности классицизма и рококо. Конечно, за годы жизни в СССР многократно переделанная «Спящая красавица» сильно подрастеряла куртуазность. Но это не значит, что опрощение аристократки надо возводить в принцип. Наоборот, все редакторы и восстановители обязаны помнить о благородном происхождении балета.

Но на премьере о нем знал лишь Российский национальный оркестр под управлением Александра Сладковского, исполнивший музыку Чайковского. В остальном кремлевская «Спящая красавица» поразила смесью французского с нижегородским. Прежде всего это касается исполнительниц партий фей и кордебалета. Где позиции рук, похожие на «гнутые ножки от стула»? Куда пропала игра корпуса, напоминающая ожившие фарфоровые статуэтки: часто не позы, а позочки? И никаких манипуляций стопами, означающих необходимое в этом балете торжество мелкого хореографического рисунка. Вместо благородной сдержанности и королевского изящества публике предложили разухабистую классику крупного помола, лишь приблизительно передающую замысел. Нереиды, феи и их свита во главе с Феей Сирени (Жанна Богородицкая) напоминали не сказочных существ, а скорее девушек с веслом из советских парков. А злюка Карабос (Тимур Шафигулин) щеголяла манерами торговки, хотя удачно обыгрывала прием художника по костюмам Ольги Полянской: она обула старую ворону в один ботинок и в один пуант, обеспечив тем самым колоритную хромоту.

Впрочем, не все исполнители ушли в сторону от генеральной линии. Балерина Кристина Кретова, танцующая Аврору на премьере, счастливо избежала соблазна опрощения, хотя Принц (Сергей Смирнов) ей мало помогал – он был всецело поглощен трудностями исполняемого хореографического текста. Видно, что педагог Нина Семизорова научила свою подопечную, как надо стилизовать движения, чтобы раскрыть собственную индивидуальность и одновременно остаться в русле балета: показанная Кретовой постепенно расцветающая женственность подходит и ее психофизике, и идее образа: ведь Аврора – это богиня утренней зари. А когда Кристина научится танцевать с выпрямленными коленями и будет следить за стопами – получится совсем хорошо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости