Сентиментальные фотоработы Михаила Дашевского в Центре Сахарова.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На площадке перед галереями развесили огромные банеры от известных художников, объединенных темой «Made in Moscow». В свежеокрашенных гаражах особой популярностью пользовалась выставка-презентация участников 51-й Венецианской биеннале в Галерее коллекционеров. На первом этаже группа «Escape» в черно-белых работах «Flat art», на которых лица участников прославленного квартета искажены особой техникой. На втором этаже видеоарт дуэта из Нижнего Новгорода «ПровМыза».
В противовес комьюните на Стрелке частные галереи начинают сезон с персональных выставок. Юрий Аввакумов в Крокин-галерее подводит итог своему многолетнему проекту, посвященному теме лестниц в современной культуре и архитектуре. Эта, несомненно, структурирующая деталь у Аввакумова становится символом всех начал и удивительно легко укладывается в основу любого предмета.
Отдельно, наверное, стоит остановиться на фотопроектах начала сезона: Дом фотографии, хотя и не закрывался на лето, в сентябре представляет очередную выставку из большой программы «Классики российской фотографии», и в этот раз классику представляет Александр Абаза, – в частности, масштабной панорамой промышленной красоты (или – красоты индустриальной). В экспозиции МДФ – снимки 80-х. Уродство производственных мощностей в объективе Абазы – детали другой цивилизации. Другая, домашняя, мирная, сентиментальная фотография – в Центре Сахарова, где до конца сентября открыта выставка Михаила Дашевского, ученого-физика, для которого фотография – хобби, ставшее второй профессией. В Сахаровском центре можно увидеть часть его фотопроекта «Затонувшее время. Россия, ХХ век, 1962–1992».
По-особому отметили день знаний в московской Галерее Марата Гельмана. 1 сентября начался «Беспредел» Гоши Острецова. В двух залах разместилась экспозиция одного из самых известных художников современности. Участник питерской галереи «АССА», основатель арт-журнала «Русские джунгли», среди прочего создатель коллекции латексных масок для фильма Люка Бессона «Taxi» уже не первый год занимается в своем проекте «Новое правительство» поиском следов политической власти и манипулирования в различных областях культуры.
В новом проекте Острецов предстал сразу в нескольких ипостасях – как скульптор, художник и режиссер.
В зале справа все очень красиво и ярко – огромные холсты с комиксами, на которых мультипликационные девушки в мини-юбках перемешаны с машинами и неоновыми фонарями. Фоном выступают различные англоязычные лозунги, прочно засевшие в голове у любого обывателя, хоть единожды посмотревшего любой голливудский блокбастер. Рамы картин сделаны из разноцветной пластмассы и напоминают раздутую жвачку «ХубаБуба». В углу показывают фильм «Беспредел», состоящий из двух частей. Под киномузыку 60-х годов главный герой, член «Нового правительства», пытается эксплуатировать, а затем и соблазнить свою секретаршу, за что получает пулю в сердце в нарисованных черно-белых декорациях. Во второй цветной части фильма группа бунтовщиков долго бьется все с тем же членом «НП», пока не погибает полностью от его рук в разгромленном офисе. Весь этот хаос предстает перед глазами зрителя во втором зале галереи слева, где в беспорядке разбросаны остатки офисной мебели, которую беспристрастно охраняют статуи членов «НП».