За годы существования с международной балетной премией «Бенуа де ла данс» случалось всякое – и скандалы гремели, и триумфы не обошли. Московские критики всегда жалели, что не могут как следует вникнуть в принципы выбора международного жюри. Если номинант-танцовщик приедет и исполнит свой триумфальный танец – все хорошо. А если не приедет (что периодически случается)? В этом случае узнать об отобранной на приз балетной партии можно лишь по слухам, по пиратским записям (если их достанешь) и по крохотным видеороликам, что демонстрируются на церемонии вручения премии. А номинантов-хореографов, к сожалению, приходится изучать по фрагментам балета. И как оценивать практику выдвижения «своих» артистов (чем грешат некоторые члены жюри – руководители балетных компаний)?
Впрочем, при любом раскладе получается, что в Москву приезжают хорошие танцовщики. И если качество церемоний «Бенуа» раз от раза колебалось, то уровень балетных концертов в последние годы стал очень приличным. К очередной, тринадцатой процедуре присуждения премии ее организаторы подошли спокойно: никаких потрясений от «несчастливого числа» они не ждут, наоборот, надеются на удачу. В жюри под бессменным председательством Юрия Григоровича входят Вячеслав Гордеев, руководитель балета Гонконга Стивен Джефрис, знаменитая американская балерина Ева Евдокимова, «танцующий директор» балета Берлинской оперы Владимир Малахов, худрук Королевского балета Швеции Мадлен Онне, директор школы при Парижской опере Элизабет Платель и глава Балета Сантьяго Марсия Хайде. Сама процедура, как и в прошлом году, выльется в мини-фестиваль: на сцене Большого театра 26 и 27 апреля будет танцевать мощный отряд мирового балета. Но сперва вручат сами премии – лучшим балерине и танцовщику, хореографу, композитору и сценографу балета. В двух последних номинациях кандидаты соревнуются сами с собой – композитор Марио Ланца номинирован за музыку к балету «Сон Медеи», а знаменитый хореограф Иржи Килиан будет оцениваться как театральный художник, оформивший собственный спектакль «Надо, чтобы дверь». Борьба с собой может окончиться и поражением: бывали случаи, что в такой ситуации премию «Бенуа» не присуждали вовсе.
Зато в списках исполнителей по несколько мужчин и женщин, а соревнующихся хореографов – трое. Среди них и наш Алексей Ратманский. Правда, он выдвинут за балет «Анна Каренина», поставленный в Копенгагене. Его соперники – американка Триша Браун (спектакль в Парижской опере) и немец Кристиан Шпук, автор балета «Дети» в Эссене. Среди номинанток на лучшую роль сезона – прима Большого театра Светлана Захарова, которая вполне достойна получить «Бенуа» за партию Ипполиты-Титании в спектакле ГАБТа «Сон в летнюю ночь». Но Полина Семионова из Берлина станцевала Никию в «Баядерке» тоже очень неплохо. Кроме них на женскую долю приза «Бенуа» претендуют Лариса Пономаренко (балет Бостона), Мари Линдквист (Королевский балет Швеции), Мари-Аньес Жило (Парижская Опера), Фэй Леунг (Балет Гонконга) и Марсела Гойкоечеа (Балет Сантьяго).
Не менее солидный конкурс среди танцовщиков. Один лишь блистательный Матье Ганио из Парижской оперы стоит многого – он так станцевал номинированную на «Бенуа» партию Джеймса в «Сильфиде», что премию можно вручать хоть сейчас. И надо поболеть за солиста Большого театра Яна Годовского (роль Пэка в балете «Сон в летнюю ночь»). А ведь есть еще виртуоз-американец Герман Корнехо, швед Ян-Эрик Викстрем, чилиец Луис Артигоса, артист Штутгартского балета Фридман Фогель и юноша из Гонконга Нобио Фуджино. Все они должны приехать в Москву, и если учесть, что на второй концерт «Бенуа» приглашены лауреаты прошлых лет, от Дианы Вишневой до Лючии Лакарра, то радоваться можно заранее.
А то, что, живя вдали от многих важных балетных событий, мы не всех номинантов хорошо знаем – скорее наша беда, а не вина. Кроме того, в незнании есть свои плюсы: концертами с участием западных и восточных «звезд» «Бенуа» дает возможность расширить кругозор. И это самое главное, независимо от того, кто получит награду.