0
1162
Газета Культура Интернет-версия

03.02.2005 00:00:00

Особые отношения с землей

Тэги: бабиле, танец


бабиле, танец Вечная молодость Жана Бабиле.
Фото предоставлено Французским культурным центром

«Почему вы так любите ездить на мотоцикле?» – «А почему вы любите шоколад?» – так ответил Жан Бабиле на мой вопрос о пристрастии к «Ямахе», на которой он уже полвека со свистом гоняет по дорогам Франции. Чудом спасшийся в войну от газовой камеры еврей Гутман (Бабиле – сценический псевдоним) умеет ценить радости жизни. В свои 82 года знаменитый танцовщик по-прежнему поражает витальной силой, и, глядя на него, мечтаешь, чтобы твоя старость была такой же – не потерявшей интереса к впечатлениям мира и напрочь отвергающей поползновения организма на слабость.

Приезд Бабиле в Москву и показ фильма Патрика Бансара «Загадка Бабиле», организованный Французским культурным центром, – события далеко не ординарные, хотя имя артиста у нас мало известно. Некоторые называют Бабиле танцовщиком одной роли, потому что он был первым исполнителем легендарного балета Ролана Пети «Юноша и смерть». Автор идеи спектакля, Жан Кокто, захотел возвысить жесты обыденной жизни до танца: герой, чьи поступки определяла «пограничная ситуация», впервые в истории балета курил на сцене и носил на руке часы, нервно поглядывая на них.

Знаковая постановка, отметившая приход экзистенциализма в европейскую мысль, прославила Бабиле так, что его плодотворная карьера как бы заслонилась ролью нищего художника, спутавшего любовь со смертью и повесившегося в парижской мансарде. На самом деле и фильм Бонсара это убедительно доказывает – Бабиле прожил такую творческую жизнь, которой хватило бы на несколько танцовщиков калибром поменьше. Ученик не только отличных педагогов балета Парижской оперы, но и русских эмигрантов Волинина, Князева и Гзовского, Бабиле научился главному – так применять безупречную от природы телесную координацию, чтобы и сам исполнитель, и зрители получали удовольствие от тонкости стиля. Фильм запечатлел его безусильные антраша (одно за другим – высший пилотаж профессионализма), его вращение «штопором» – технические безупречности, которые самого Бабиле скорее забавляли. Он интересовался другим – все время слушал «реакцию собственных мускулов» и стремился к «бесконечности в деталях». Его титул «первого современного классического танцовщика», чей танец отражает реалии своего времени, – лишь констатация очевидного. А естественное сочетание чувства юмора, страсти и аскезы привело этого друга Висконти и Пикассо к «великолепной целостности между телом и взглядом» (так о Жане говорит его молодая жена Запо, выставка которой – «Бабиле в фотографиях» – сопровождала показ фильма в театре «Школа драматического искусства»).

О Бабиле говорили, что у него «особые отношения с землей»: когда он просто шел по ступенькам, у наблюдателя было впечатление, что это «поток, который течет», а его прыжки напоминали «кошку, брошенную в воздух» – Жан взмывал вверх с той же легкостью, с какой бесшумно и красиво приземлялся. Молодых исполнителей он наставлял: «Тело должно двигаться так, словно позвонки в позвоночнике независимы друг от друга. Так бабочка выскальзывает из кокона». Кадры, в которых старый танцовщик учит балетную барышню приземляться не на ступню, а на полупальцы с прыжка под названием жете, производят неизгладимое впечатление: вроде бы перед нами обыкновенный урок балетной техники, а по сути – символ балетного полета и суть необъяснимой словами магии классического танца, заставляющей радоваться при виде совершенства.

Когда Михаил Барышников увидел, как маленького росточка француз исполняет балет Мориса Бежара «Life», то пришел к Бабиле в гримерку и встал перед ним на колени: «Я никогда не видел, чтобы так танцевали». Барышников, конечно, лукавил: ведь он часто видел себя в зеркале или на видео. Но восторг одного гения танца перед творчеством другого взывает к смыслу профессии, по-французски ясно сформулированному Бабиле: «Тело потрясающе отвечает, если ты ваяешь его в течение многих лет».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости