Выставка «Отражения русского балета» не случайно открылась именно в Доме кино: организаторы решили по возможности полнее оправдать название проекта. Отражать балет – значит представить отклики на искусство движения во всевозможных вариантах. Живопись, фотография и кино – первое, что приходит в голову, так что программа вернисажа включала не только художественную выставку, но и показ двух документальных фильмов о балете, один из которых – премьера.
И тут начались проблемы. Кино показывали в Белом зале, а экспозицию развесили и расставили в фойе этого зала. Но фойе традиционно не просто «предбанник» – это известная всем кинодеятелям курилка и буфет. По словам организаторов выставки, хозяева Дома кино их подвели и, пообещав на время преобразовать помещение в нечто более подходящее для искусства, столы для еды не вынесли. Так что на вернисаже можно было с легкостью вешать топор на табачный дым, а вот смотреть картины оказалось затруднительно: непосредственно под экспонатами сидели жующие, пьющие и громко разговаривающие завсегдатаи буфета. Впрочем, среди них затерялись и участники «Отражений русского балета». У некоторых из них обозревателю «НГ» удалось взять мини-интервью.
Евгений Рейн: «Я люблю балет, вырос в доме около Мариинского театра и лично знал Уланову, Дудинскую и Сергеева. Балет – это величайшее искусство, поэтому я пришел поучаствовать в вернисаже. У меня есть стихотворение «Щелкунчик», не помню наизусть. Сейчас попробую вспомнить. «Лишь темнее отвечала люстра...» Нет, не помню».
Борис Мессерер: «Балет много для меня значит. Во-первых, я связан с ним семейными узами. Я родом из балетной семьи. Мой папа, Асаф Мессерер, был премьером и педагогом Большого театра, тетка, Суламифь Мессерер, танцевала там же. Майя Плисецкая – двоюродная сестра, дочь Рахили, сестры моего папы. Так что я эту традицию продолжаю и рад служить. Потому что тема движения, танцующего человека – это всегда волновало многих великих живописцев. Вот Ван Гог интересовался творчеством великого французского художника Милле и говорил, что Милле старался отобразить трудовой жест. Так и балетный жест или жест отдыхающей балерины, как у Дега, очень интересно отображать».
Балетный фотограф Алексей Бражников: «Я выбираю для съемки исполнителей с выраженным актерским мастерством. Если танцовщик хорошо двигается, но внутренне холоден – снимать его неинтересно. Динамика танца при съемке выразительных тел передается гораздо лучше».
Что касается самой выставки, то ее уровень точно передают слова, сказанные кем-то в торжественной речи на открытии: «Здесь не пытались анализировать, хорошая это работа или плохая, здесь волнует только балет». Диапазон представленных экспонатов – от «Одалиски с бубном» Льва Бакста (эскиз начала XX века к балету «Шехеразада») до дипломной работы выпускника академии Глазунова (громадный портрет балерины Нелли Кобахидзе). Между ними среди прочего можно увидеть томные лиловые пастели модельера Вячеслава Зайцева, пляшущие венецианские маски Михаила Шемякина, сидящих балерин советского академика живописи Николая Никогосяна и сидящего же Рудольфа Нуреева (нарочито выпяченные скульптором татарские скулы – формообразующий момент гипсовой копии с бронзового оригинала).
Один из двух показанных фильмов режиссера Тофика Шахвердиева, «Чтобы хлопали», запечатлел приготовишек московской Академии хореографии, а другой, только что законченный «Солист», – трудовые будни премьера Большого театра Андрея Уварова. Оба фильма не имеют никаких «слов за кадром», есть только бдительная камера, следящая за сиюминутностью балетной жизни. Жизнь эта у Шахвердиева подтверждает народные представления о балете: это очень тяжелый труд, который зритель не видит, наблюдая лишь парадную сторону, балет – это праздник со слезами на глазах артистов. Уваров в получасовом фильме три раза падает на репетициях, но без сучка и задоринки танцует спектакли. А балетные мальчики и девочки (и это самое поучительное в фильме) в свои десять лет наивно рассказывают, почему они хотят танцевать, произнося то, что уже в тринадцать наверняка предпочли бы скрыть, прикрывшись высокими словами о любви к профессии. «Пусть я иду и все говорят – вот знаменитый артист». «Хочу быть знатной балериной, чтобы платили деньги». «Хочу ездить за бесплатно в разные страны». «Не желаю быть толстой». «Здесь можно найти себе хорошего мужа». «Можно получить хорошую осанку, и будешь по жизни красивой».
Только одна девчушка произнесла в камеру: «Балет – это судьба».