0
1343
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2004 00:00:00

Не храм, а мастерская

Тэги: габт, балет, проект, премьера


Былые руководители Большого театра, как правило, любили говорить красивые слова. К примеру, величали ГАБТ «храмом искусства». Нынешний худрук балета Алексей Ратманский на высокопарности не падок. Он скорее подписался бы под тезисом героя русской литературы: «Природа – не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Замените первое слово цитаты на «театр» – и получите девиз проекта, который состоялся в репетиционном зале Новой сцены. В Большом наконец пришли к мировой практике и провели первую из ежегодных (в будущем) мастерских новой хореографии – балетный workshop: театр заказывает постановки молодым или начинающим хореографам, показывает их без публики, но с прессой и специалистами в зале, а потом решает, что делать дальше: включать увиденную работу в афишу, предложить творцу новую постановку, или – на худой конец – вежливо распрощаться.

Ратманский справедливо считает, что для артистов «работа с неизвестным текстом и стилем» – насущная творческая необходимость. Как руководителю, ему важно поломать мировое убеждение: русские не могут создавать новые хорошие балеты, а могут лишь хранить наследие. Творцов худрук отбирал лично, предложив потенциальным авторам-соотечественникам поставить номер или маленький балет на любую тему и любую музыку за месяц, когда половина балетной труппы будет на гастролях в Америке. Соответственно и артисты в проекте участвовали лишь те, кто за границу не поехал. С ними поработали хореографы Виктор Плотников (солист Бостонского балета), Алексей Мирошниченко (выходец из недр Мариинки), Кирилл Симонов (оттуда же, известен как соавтор Михаила Шемякина в «Щелкунчике») и единственный в компании москвич Юрий Бурлака (однокурсник Ратманского по училищу и коллекционер материалов по дореволюционному балету). Плюс сам худрук, восстановивший для Москвы двухгодичной давности «Болеро» Равеля, сделанное в Копенгагене. Итого три мировые премьеры, одно возобновление и одна реконструкция: Бурлака «оживил» существующие лишь в записях фрагменты балетов Петипа и Горского – двух классиков русской императорской сцены.

Объем статьи не позволяет анализировать пять увиденных опусов. Если переходить к итогам, то постановка Симонова, «Не па-де-катр» для четырех балерин обыгрывает и знаменитый романтический «Па-де-катр» девятнадцатого века, и созданный по его мотивам уже в веке двадцатом «Па-де катр» неоромантический (на сцене порхают не земные девушки, а как бы разного вида грезы). Опус мог стать если и не особенно значительным, но хотя бы зрелищным, если б не тусклое исполнение: зажатые телесными и психологическими стереотипами солистки пробубнили потенциально ироничный текст и слабо откликнулись на предложение хореографа поиграть в современных, отнюдь не бестелесных, сексуальных граций. Композиционно крепкий балет Плотникова «Ее сны» на музыку Баха (некий любовный треугольник, два юноши и девушка в серых трико) – был исполнен лучше. Особенно хорошо смотрелась Анастасия Яценко: своим «льющимся» танцем она прояснила, что автор взял за образец спектакли знаменитого хореографа Иржи Килиана. Причем Плотников – ученик толковый, из тех, о которых Сальвадор Дали говорил: «Сезанн подражал Пуссену и стал Сезанном. Если вам не хочется никому подражать – будьте уверены, из вас ничего не выйдет».

Показанные напоследок «Венгерские танцы» Мирошниченко – несусветно длинный и страшно немузыкальный продукт: настроения и ритмы Брамса сочетались с незатейливой хореографией по принципу «где имение, а где наводнение», и если б не заводной танцовщик Морихиро Ивата, смотреть нудный опус не было бы никакой возможности. «Болеро» от Ратманского для шестерых исполнителей оказалось самым ловко скроенным и крепко сшитым проектом программы, к тому же – самым отрепетированным: здесь артисты поняли, что в современном танце им надо убрать привычные по классическим балетам «мягкость» рук и «жесткость» спины. Реконструкции Бурлаки, отрывки из старинных балетов «Пробуждение флоры», «Конек-Горбунок» и «Волшебное зеркало», корректно приближены к давно умершему оригиналу (насколько это вообще возможно при восстановлении балетов, не идущих на сцене более века). Но исполнительницы в роскошных костюмах по эскизам Константина Коровина (лучшей была Анна Никулина) охотнее задирают ногу за уши, разрывая старину в клочья, чем доводят до блеска трудные мелкие па, на которых строится эта хореография. Впрочем, в Мариинском театре, давно культивирующем балетный «аутентизм», та же проблема. Ну почему никто не хочет понять, что здесь надо не современную технику демонстрировать, а стилистически поиграть в Матильду Кшесинскую или Анну Павлову?

Не стоит искать в постановках этого вечера невиданной танцевальной самобытности (с этим везде в мире проблемы). Тут дело в другом: разговоры о тотальном кризисе качества российских хореографов могут исчезнуть, если потенциальные творцы начнут обильно ставить. Проект Большого театра – прекрасная тому возможность. Теперь остается запастись терпением и ждать, когда количество перейдет в качество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
695
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
780
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости