В фильме «Свои» Богдан Ступка сыграл немецкого старосту.
Фото Reuters
Нынешний фестиваль как магнитом притянул к себе кинознаменитостей со всех концов света – от Индии до Америки. Председателем жюри стал американец Вадим Перельман, двадцать семь лет назад вместе с семьей эмигрировавший из Киева. Он привез на «Молодость» свой первый полнометражный фильм «Дом из песка и тумана». Вышедшая в широкий прокат, номинированная на «Оскар», собравшая в своем составе звезд американского кино, курированная Стивеном Спилбергом, эта картина вызвала ажиотаж в киноиндустрии. В том, что это случилось с фильмом на антиголливудский сюжет, большую роль сыграл личный опыт советского еврея-эмигранта.
На «Молодости» состоялось несколько крупных событий. Демонстрация фильма Дмитрия Месхиева «Свои» сопровождалась десантированием в Киеве съемочной группы почти в полном составе. Перед зрителями выступили актеры Богдан Ступка, Сергей Гармаш и Михаил Евланов, оператор Сергей Мачильский, продюсер Елена Яцура, а прославленный сценарист Валентин Черных, тридцать лет преподающий во ВГИКе, провел мастер-класс для начинающих кинодраматургов.
Ретроспективу своих документальных лент и мысли о планирующемся документальном фильме об Украине привез Ежи Гоффман. Игровые дебюты Георгия Делиева и Ренаты Литвиновой также были показаны во внеконкурсной программе.
Большой ажиотаж вызвала демонстрация цикла «Эротических историй» – тридцати короткометражных фильмов известных режиссеров на модную во все времена тему. Снятая за десять лет (1993–2003), серия прошла более чем на ста пятидесяти фестивалях по всему миру. Среди режиссеров следует упомянуть хотя бы Иоса Стеллинга, Боба Рейфелсона, Кена Рассела, Мику Каурисмяки, Георгия Шенгелая, Петра Зеленку.
Однако подлинным явлением «Молодости» стал приезд из Парижа Отара Иоселиани. Представив ретроспективу своих лент, в числе которых «Листопад», «Жил певчий дрозд», «In vino veritas!» и «Утро понедельника», мудрец Отар поделился впечатлениями о Париже, в котором живет уже двадцать пять лет, а также о своих современниках, здравствующих и давно почивших. Мысль об утрате гармонии человеческого общения внесла философскую глубину в радостное настроение фестиваля.
В конкурсной программе участвовали дебютные работы режиссеров из Европы, Австралии, Южной и Северной Америки. Жюри вынесло вердикт. Документальный фильм германской румынки Александры Гулеа «Бог играет на саксофоне, дьявол – на скрипке» о жизни пациентов психиатрической больницы в Румынии признан лучшим студенческим фильмом.
Полнометражный конкурс отличался сильным составом. Достаточно сказать, что два фильма из двенадцати – «Мое имя Бах» Доминики де Риваз Кнехт и «Контроль» – номинированы в этом году на «Оскара» соответственно от Швейцарии и Венгрии. Лучшим полнометражным игровым фильмом жюри назвало «Контроль» Нимрода Антала. Картина, снятая целиком в метро, в футуристической манере повествует об отношениях бригад контролеров с пассажирами, о непримиримом соперничестве между бригадами, а также подземном маньяке, сталкивающем людей на рельсы. Картина получила и приз жюри Международной федерации киноклубов.
А Гран-при уехал в Данию. «Скифский олень» достался Паприке Стеен за фильм «После мессы». Дебютантка-режиссер снималась в известных «догматичных» фильмах «Празднование», «Последняя песнь Мифуне», «Открытые сердца», «Идиоты» и «Танцующая в темноте». На гребне актерской славы Паприка Стеен решила заняться режиссурой. Ее картина рассказывает о разрушении семейного счастья после гибели дочери.
Среди других полнометражек следует отметить фильм «Марс» Анны Меликян, представлявший Россию. Боксер в исполнении Гоши Куценко, возвращающийся с отдыха, по иронии судьбы застревает в городе Марс. Этот мистический городок с выпавшей буквой «К» (раньше он назывался по фамилии классика социализма), будто болото, затягивает своих жертв, не давая выбраться из провинциальной трясины. При том, что в картине заметно влияние и шахназаровского «Города Зеро», и фильмов позднего Бунюэля, все же талант молодой россиянки очевиден.
Приятно отметить, что фестиваль, призванный воспитывать чувства и мысли молодого зрителя, лишился в этом году неотъемлемой составляющей современного мейнстрима – демонстративного насилия в фильмах. При этом основным козырем нынешней «Молодости» стали тонкий, подчас изысканный юмор, философия человеческих отношений, ирония одиночества и страсть молодости.
Киев