0
1918
Газета Культура Интернет-версия

24.06.2004 00:00:00

Дмитрий Месхиев: «Многие шли в партизаны, чтобы спасти свою шкуру»

Тэги: месхиев, свои, кино, ммкф


месхиев, свои, кино, ммкф Время пришло – снимать фильмы и думать о войне. Режиссер Дмитрий Месхиев и «узнаваемая» трубка.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Московский фестиваль ползет к концу. Хорошее кино здесь редкий гость, да и то – к основному конкурсу отношения не имеет. Конкурс изумляет непродуманностью отбора, невысоким качеством самих картин, редкой организационной сумятицей и еще массой вещей, о которых мы поговорим отдельно. Пожалуй, первым фильмом, слегка примирившим с унылой действительностью 26-го праздника жизни его организаторов, стал (что странно и приятно) российский фильм – картина Дмитрия Месхиева по сценарию Валентина Черныха «Свои».

Третий месяц войны. Из плена бегут Снайпер (Михаил Евланов), Чекист (Сергей Гармаш) и Политрук (Константин Хабенский). В двух километрах – родная деревня снайпера, где все трое находят прибежище в доме его отца. Старик (Богдан Ступка), оказывается, – немецкий староста, согласившийся стать им из обиды на советскую власть, заделавшую когда-то его кулаком и выславшую в Сибирь. С того момента, как трое пленных оказываются на чердаке у Старика, жизнь каждую минуту подсовывает героям необходимость выбора. Старик должен сдать двоих беглецов, чтобы местный полицмейстер (Федор Бондарчук) отпустил двух его дочерей, взятых в заложники. Молодая соседка (Анна Михалкова) должна выйти замуж за полицмейстера, чтобы спасти жизнь своему жениху Снайперу. При побеге Политрука ранят в ногу, и остальные молча бросают его одного против нескольких десятков немцев.

Свой в одночасье становится чужим, чужой – своим. И оказывается, что война страшна не только смертями, но и необходимостью каждую секунду делать какой-то выбор, который мгновенно ниспровергает прежние идеалы, на их месте сооружает новые. Как вынести груз новых, непонятных отношений с теми, кто вчера был своим, а сегодня стал чужим, и наоборот, – непонятно.

Недостатки (в основном на уровне сценария, где часто концы не сходятся с концами) фильму можно простить за одного только Богдана Ступку. Трудно сказать, состоялся бы фильм, если бы не он, создавший образ монументальной и трагической силы при минимуме слов и художественных приемов. Моментами кажется, что Ступка не справляется с колоссальной энергетикой, которую сам же и рождает. Справедливости ради, в фильме Месхиева почти каждый актер создает законченный и отточенный образ. Гармаш, кажется, играет на пределе возможностей (хотя, как хочется надеяться, возможностей у него еще предостаточно). Михаил Евланов тянет практически непосильную для новичка ношу – показывает, как наивный деревенский мальчишка за несколько дней обретает матерость и необходимый цинизм.

После премьеры обозреватель «НГ» встретилась с Дмитрием Месхиевым

– Дмитрий, это что – тенденция, что молодые вдруг взялись за фильмы о войне?

– Наверное, время пришло. Еще недавно снимать о войне честно было практически невозможно. Да и недешевые они, фильмы-то о войне. Сейчас многое изменилось, из картин о Великой Отечественной ушла парадность, необходимая в советские времена. Думаю, что назрела необходимость опять поговорить о войне.

– Вы понимаете, что ветераны подвергнут вас анафеме за одну только сцену, где герои сдаются в плен, – двое судорожно сдирают с себя гимнастерки, чтобы в них не опознали командира и еврея-политрука, третий бросается перед немцами на колени с немой просьбой в глазах: «Только не убивайте!»

– Они имеют на это право, Великая Отечественная – это их, выстраданное. Но мы же знаем, что далеко не все сдавались в плен героически. Точно так же, как не все предатели истинные предатели. Были же и такие, как Старик, которые пошли в старосты, с одной стороны, по просьбе односельчан – те знали, что он ничего плохого им не сделает, а с другой – это дальние отголоски революции, Гражданской войны, когда сильна была еще обида на большевиков, сломавших столько жизней.

– Партизанское движение, если следовать логике вашего фильма, зародилось не ради спасения родины – партизанами становились те, кто спасал собственную шкуру, как ваши персонажи.

– А разве это не так? Кто-то действительно спасал свою шкуру, кто-то шел в леса защищать свою семью, своих детей. Главное, что я хотел сказать, – это то, что не надо никого судить. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь объяснит, почему один нормальный человек на войне совершает подвиг, а другой, такой же нормальный, совершает предательство.

– Меня, да и многих других, потрясла игра Богдана Ступки – такой драматический накал, что в зале чуть ли не электрический ток пробегает. Но ведь изначально планировался другой актер?

– Я очень хотел снять в этой роли – только не смейтесь – Евгения Семеновича Матвеева┘

– Над чем же смеяться?

– Его все время использовали в прилизанных, гламурных ролях положительных героев. А он мог сыграть и сложную, по-настоящему драматическую роль. Я уверен, что он бы здорово сыграл. И я был бы в какой-то мере спокоен, потому что дал бы ему шанс наконец раскрыться. Но когда я уже совсем близко подошел к фильму, Евгений Семенович заболел, потом долго и тяжело болел. Потом его не стало. Но Ступка – самое что ни на есть прямое попадание.

– Мне кажется, что, ниспровергая одни штампы, вы кое-где на их месте воздвигаете другие. Это, по-моему, стало уже общим местом в фильмах о войне – зашуганный еврей, который обязательно погибнет, спасая своих┘

– Какой же тут штамп? Наоборот, «наш» еврей Лившиц, которого играет Костя Хабенский, для кино абсолютно нехрестоматийный. Бесшабашный, отважный парень, который в бой лезет первым, немцу череп крошит так увлеченно, что не оторвать. Поэтому его и ранят, что он самый отважный. А то, что он погибает, спасая товарищей, – куда ж ему деваться? Товарищи его бросили раненого, а он отстреливается – вдруг повезет?

– И все-таки – кто такие «свои»?

– Однополчане, односельчане, родственники, партизаны, полицаи┘ Мы все – свои, только некоторые ошибаются, оступаются. Судить их нам не надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости