Культура и физкультура. Зрительницы у работы Фарида Богдалова «Родина – мать», стенд «Галереи одной работы», ярмарка «Арт-Москва-2004».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера завершила работу очередная, восьмая ярмарка «Арт-Москва». Вскоре станут ясны ее официальные итоги, подведенные организаторами.
Сенсацией первого «арт-московского» дня стало известие о продаже за 60 000 долл. полотна Сергея Мироненко через галерею «Е.К. артбюро». И до воскресенья этот рекорд оставался непобитым. Галерейщица Елена Куприна рассказала обозревателю «НГ» о предыстории своего неожиданного успеха: «Я получила работы начала девяностых, которые Мироненко отсудил у галереи Крингс-Эрнста – первая история, когда русский гражданин отсудил что-то у немецкого галериста. Эти работы здесь не экспонировались. Я заключила контракт с Мироненко на 5 лет». Некоторые из коллег Куприной сомневаются в самом факте продажи и считают цифру завышенной. Но Елена Куприна полагает, что «рынок сегодня не делит старое и современное искусство, как мы привыкли. Люди, которые покупали вещи первого ряда начала ХХ века, не будут покупать вещи второго ряда. Они вышли на рынок искусства последних 30 лет. Тем, кто это покупает, не важно время – им важно качество. Вещь стоит столько, сколько за нее платят».
«Цены растут, и те, кто думает, что дорого сейчас, – глубоко ошибаются», – подчеркивает Ирина Филатова, куратор галереи «Файн арт». Эта галерея «раскрутила» Виноградова и Дубоссарского. Сегодня стоимость их полотен в «Файн арте» колеблется вокруг цифры 15 000 долл. и многие галереи борются за то, чтобы продавать эту пару.
Но московская ярмарка не просто несет новые продажи. Одна из ее задач – создать моду на современное искусство. Поэтому каждый год перед входом в основные залы проходят выставки коллекционеров. На этот раз стенды были предоставлены «женской сборной». «Отличная идея – представить частные коллекции, чтобы показать, что люди, которые не являются олигархами, могут быть коллекционерами», – считает Элизабет-Софи Мазелла ди Боско Балса, культурный атташе Бразилии в России; в этом году она впервые показала московской публике несколько работ из своего собрания и очень довольна «Арт-Москвой»: «У этой ярмарки есть интеллектуальное значение, параллельная программа семинаров, лекций; это место не только для коммерции, это место обмена идеями».
Борис Гройс – один из идеологов современного русского искусства. Он живет в Германии, а в России бывает тогда, когда его приглашают прочитать очередную лекцию о художественной ситуации – например, на «Арт-Москве». Как объяснил Гройс обозревателю «НГ», «на этой выставке господствует эстетика, которая сформировалась в России в начале восьмидесятых, когда московский концептуализм вышел на поверхность. И следующие поколения стали комбинировать концептуальные приемы с товарным видом».
«Арт-Москва. Международная выставка современного искусства» – так гласит надпись на здании ЦДХ. Но в этом году, как никогда раньше, стал ясен разрыв между двумя частями «Арт-Москвы» – коммерческой и некоммерческой: тем более что на этот раз они были разделены в пространстве ЦДХ – продажи на втором этаже, независимые проекты – на третьем. Ярмарка все значительней как коммерческое мероприятие, но она все более оторвана от живых течений искусства. И это естественно – галеристы предпочитают художников, проверенных временем. Даже если это время длиной всего в 10 лет.