В Эрмитажном театре состоялась пресс-конференция, посвященная вручению в Петербурге крупнейшей международной награды в области архитектуры – Прицкеровской премии. Церемония награждения в этом году впервые будет проходить в России: она состоится 31 мая в Государственном Эрмитаже.
В российско-американском телемосте с петербургской стороны принимали участие журналисты и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, с лос-анджелесской – Томас Дж. Прицкер, родители которого и учредили эту премию в 1979 году, а также один из лауреатов премии, нынешний член жюри и сам архитектор Френк Гэри.
Прицкеровская премия, которую в нашем веке уже называют аналогом Нобелевской, была создана семьей Прицкеров для «поднятия» семейного бизнеса: они строили гостиницы по всему миру и сочли целесообразным учредить именно «архитектурную» премию. Как сказал Томас Прицкер, с одной стороны, их целью было формирование в общественном сознании важности для жизни окружающей архитектурной среды, с другой – поднятие архитектуры как ремесла на уровень высокого искусства.
За пятнадцать лет эта премия стала поистине интернациональной – ее лауреатами стали архитекторы из пятнадцати стран мира. Достаточно назвать такие проекты-победители, как «Большой Лувр» (Париж, Франция, 1983) Ио Мин Пей (США), «Эдукаториум» (Утрехт, Нидерланды, 2000) Рэма Колхаса или Сиднейскую оперу (Сидней, Австралия, 2003) Йорна Утцона (Дания), чтобы понять, что эта премия была учреждена не зря. Международный туризм нынче одна из важнейших статей дохода любого мало-мальски известного города, а «экстрим» современной архитектуры уже стал предметом интереса скучающих нуворишей.
Вот разве что Петербургу в этой сфере похвастать пока нечем. Два разрекламированных проекта – «золотое яйцо» Мариинского-II Доминика Перро и реконструкция Восточного крыла Главного штаба Эрмитажа в странном «сближении» архитектурной мастерской «Студия 44» Олега Явейна и Рэма Колхаса – пока существуют лишь на бумаге.
Нынешний лауреат Прицкеровской премии Заха Хадид – первая женщина, которая получит престижную награду: бронзовую медаль и 100 000 долларов. Госпожа Хадид, получала образование в Бейруте и в Лондоне, работала с Рэмом Колхасом, а в 1972-м открыла собственную архитектурную мастерскую. За ее плечами двадцать лет профессиональной работы и победы во многих архитектурных конкурсах. Критика отмечает динамизм и нестандартность ее работ, из-за которых в самом начале карьеры многие проекты не могли быть воплощены. Среди тех проектов, которые все же были реализованы – здание Центра современного искусства в Цинциннати (Огайо, США, 1988), здание пожарной станции компании Витра (Германия, 1993–1999), трамплин в Инсбруке (Австрия, 2002). Она является автором интерьеров ресторана «Моондзун» в Саппоро (1990), оформления выставки «Великая утопия» в Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке (1992) и мирового турне группы Pet Stop Boys (1999–2000). Стоит отметить, что большинство архитектурных проектов Захи Хадид явно вдохновлены радикальным искусством русского авангарда. И Михаил Пиотровский также подчеркнул, что «церемония вручения этой премии в Петербурге отразит ту роль, которую играет и собирается играть и впредь Россия в мировом сообществе».
Санкт-Петербург