0
851
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2004 00:00:00

Третий век Глинки

Версия для печати
Обсудить на форуме

Михаил Сегельман

Об авторе: Михаил Сегельман - музыковед.

Тэги: глинка, фестиваль, музыка


Было время, когда музыку «классика и основоположника» Михаила Глинки полагалось любить всем; она была символом Российской, а затем и советской империи. Ярчайший пример – переделка либретто оперы «Жизни за царя». Новый вариант – «Иван Сусанин» – несомненно, высокого художественного достоинства (автор – бывший символист Сергей Городецкий), но исторически и географически нелепый: поляки, заблудившиеся в глухой костромской стороне, ищут дорогу на Москву. К счастью, после некоторого затишья Глинку снова исполняют. И исполняют активно. Особенно в нынешнем году, когда мир отмечает 200 лет со дня рождения композитора.

Идея фестиваля музыки Глинки, проходящего в апреле и мае в залах Московской консерватории, сфокусирована в названии одного из концертов: «Глинка и его время». Никогда ранее музыка Глинки не представала еще в столь широком контексте европейской культуры. Помимо Глинки в программах фестиваля – Мендельсон, Гензельт, Альбрехт (немецкое фортепианное трио «Eteria» впервые исполнит его музыку в Москве), Гуммель, Беллини, Доницетти, Алябьев, Верстовский. И уж совсем редко звучит органная музыка Глинки или, к примеру, князя Владимира Одоевского (ретроспективный концерт петербургских органистов Юрия Семенова и Михаила Мищенко).

К событиям фестиваля стоит отнести вечер романсов Глинки (тенор Алексей Мартынов в сопровождении аутентичного рояля из коллекции Алексея Любимова). Любители подлинного русского фольклора услышат песни и наигрыши разных регионов России, в том числе и родных для Глинки смоленских деревень (фольклорные ансамбли Петербургской и Московской консерваторий). Несмотря на очевидный камерный крен, в фестивальной программе есть монтаж из «Руслана и Людмилы» и заключительный симфонический концерт (Оперная студия и оркестр Московской консерватории).

Не обошелся юбилейный фестиваль и без двух несостоявшихся сенсаций. Одна из них вполне житейского свойства: «не явился по болезни» всемирно известный контртенор Йохен Ковальски (а любопытная была бы пара – Ковальски в Рахманиновском зале и параллельно Виктория Муллова, игравшая пасхальную баховскую программу на жильных струнах в Малом). Другая сенсация – «открытие» одним заслуженным музыковедом «неизвестного сочинения Глинки», оказавшегося известным Ноктюрном Гуммеля в оркестровке Глинки. Любопытно, что почти семь десятилетий назад ту же ошибку совершил учитель музыковеда, также вполне заслуженный музыковед. Человеку свойственно ошибаться, и музыковеды не исключение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1672
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1453
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1799
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
947

Другие новости

загрузка...