В 'Искателях жемчуга' проявился фирменный стиль Виктюка – любовь к превращению простого в сложное. Сцена из спектакля.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Минувшая музыкальная неделя в столице увенчалась сразу двумя оперными событиями: в "Новой опере" наконец-то обрели дух и плоть рожденные фантазией Романа Виктюка "Искатели жемчуга", а в Зале имени Чайковского вагнеровская дива Мариинки Млада Худолей вдохновенно прошла сквозь очищающий пламень бельканто. Таким образом, рейд по приглашению драматических режиссеров в оперу (Някрошюс, Стуруа в Большом) продолжается, как, впрочем, и не слишком плодотворный поиск новых Каллас. Томимые великими тенями прошлого и обреченные на вечное ожидание Божественной, мы рискуем порой пропустить мимо ушей те редкие наслаждения, что нещедрою рукой дает нам сегодняшний день оперы.
Странно, что, отравленный ядом оперы еще в утробе матери, Виктюк стал режиссером драмы – ни для кого не секрет, как он трепетно любит оперу и как он всю свою жизнь боялся ее ставить, словно исподтишка сублимируясь в своих драматических спектаклях большими кусками оперной музыки (будь то "Мадам Баттерфляй", "Травиата" или "Саломея"). Первой ласточкой стала прошлогодняя краснодарская "Иоланта" ("НГ" от 13.05.03). И вот наконец загадочная опера Бизе, которого Глен Гульд в своих записках назвал композитором XXI века. Странно также, что именно "Искатели" после полувека полного забвения сейчас буквально пошли по рукам: одна за другой состоялись премьеры в Воронеже и Казани, прошли концертные исполнения в Петербурге и Москве. Идея позвать искать жемчуг именно Виктюка принадлежала еще Евгению Колобову – жаль, что его больше нет, ибо от сегодняшнего оркестра мы уже не слышим прежнего перфекционизма и не чувствуем того самого колобовского гофманианства, от которого мурашки по спине. Чтобы сразу закрыть оркестровую тему, скажем лишь, что дирижеру-постановщику Анатолию Гусю аккомпанемент вполне удался, а все остальное, что за ним, пришлось разгадывать Виктюку (и зрителю) самостоятельно. Певцы (хорошие – лирический тенор Дмитрий Корчак, лирический баритон Сергей Шеремет и никакое сопрано Мария Максакова) тоже не слишком этому способствовали, так как сам режиссер, хотя и делал кастинг солистов по принципу "аристократизма духа", предназначил им участь всего лишь декоративных деталей в красивом, но холодном и непонятном орнаменте. Вместо живых людей в спектакле действуют ходячие символы и аллегории – почти как в барочной оратории.
Трехактная, хотя и не слишком длинная опера Бизе сжата до одного действия с подзаголовком "Современная драма" продолжительностью примерно 100 минут (купюры, перестановка номеров местами, посторонние звуковые пласты – одна из краеугольных традиций колобовского театра). Никакого оперного, тем более житейского правдоподобия (кроме декораций Владимира Боера и костюмов Евгения Панфилова, в которых напополам Парижа и Индии) – одна, по собственному признанию Романа Григорьевича, философия. И конечно, любовь и красота в виде духовного концентрата. Режиссерский сценарий таков: "Местечко под Парижем. Маленькая Лейла имитирует индийский танец. Мальчишки Зурга и Надир вовлечены в детскую игру. Прошло 10 лет. Лейла провожает возлюбленного Надира. Зурга фотографирует прощание. Ожидание. Письма от Надира приходят все реже и реже. Прошло 10 лет. Съемочная площадка. Актеры репетируют эпизод оперы. Зурга – режиссер, он строг. Надир приглашен на главную роль" и т.д. Прием превращения оперы в репетицию/киносъемку не нов для "Новой оперы" – он уже давно и гораздо более внятно обкатан "финскими" "Паяцами". Клиповость формы спектакля, которой Виктюк так гордится, а также принцип дефиле в модной одежде давным-давно эксплуатируются в этом театре в дивертисментах "Россини" и "Брависсимо". Новая прививка для оперы – это, пожалуй, тягучий и приторно-претенциозный почерк мастера, его фирменно-узнаваемый "красивый стиль" с превращением простогов сложное. В отсутствие Колобова "Новой опере" жизненно необходимы манкие имена – хотя бы на время, хотя бы на одну постановку. Беспроигрышным вариантом было получение имени Юрия Темирканова на должность главного приглашенного дирижера. Определенную сенсацию, надо думать, произведет и официальная реинкарнация Виктюка в оперного режиссера, дополнительно обеспечив театру стабильные аншлаги и хорошую кассу. Дальнейший проект Юрия Грымова с "Царской невестой" пока переносится на более отдаленное будущее.