0
1048
Газета Культура Интернет-версия

26.02.2004 00:00:00

Обыкновенный глобализм

Сергей Кудрявцев

Об авторе: Сергей Кудрявцев - кинокритик, член Союза кинематографистов РФ.

Тэги: мур, кино


мур, кино Никто и помыслить не мог, что за «Боулинг для Колумбины» Майкл Мур получит «Оскара».
Фото Reuters

Казалось бы, следует радоваться, что прославленная документальная лента Майкла Мура, удостоенная многих наград, в том числе «Оскара» (что вообще непостижимо!), спустя почти два года после Каннского фестиваля (там удостоилась Юбилейной премии), через полтора года после выпуска в США, пройдя с коммерческим успехом по тридцати странам мира, наконец-то достигла наших пределов. Но мешает испытать «чувство глубокого удовлетворения» не только неграмотный перевод названия – «Боулинг для Колумбины» (словно представители прокатной компании не слышали, как произносится слово Columbine на экране, и получается, что речь идет о некой девушке Колумбине, увлекающейся боулингом).

В своем втором фильме (первым был не менее язвительный «Роджер и я») режиссер пытается выяснить: «Мы – нация помешанных на оружии или же просто психи?» Он анализирует эту проблему с самых разных сторон, прибегая к помощи хроники, телерекламы, специально взятых интервью, но и идя на некоторые провокации, как, например, лично приобретая ружье через посредство банка или вынуждая работников известного супермаркета запретить продажу боеприпасов.

Так что же все-таки является подлинной причиной бесконтрольного вооружения американцев и абсолютно неадекватного применения ими оружия? Почему этому подвержены и благонравные отцы семейств, и вроде бы хорошо учившиеся в школе двое подростков, хладнокровно расстрелявшие в день рождения Гитлера своих 13 одноклассников, а потом покончившие с собой, и даже шестилетний мальчишка, сын вечно занятой на работе, еле сводящей концы с концами матери-одиночки, который убил из пистолета дяди собственную ровесницу? Мур использует в своей ленте очень смешной и злой анимационный фрагмент, специально сделанный по его заказу в стилистике популярного телесериала «Саут Парк», представляя животрепещущую тему в историческом разрезе – от первых колонистов, которые истребляли индейцев, до более современных случаев преступлений на почве расовой дискриминации. А с другой стороны, связывает воедино два одновременных события – самую массированную бомбежку американскими самолетами сел Сербии и упомянутый расстрел школьников в Коламбайне. И проводит параллель между тем, что именно в Литтлтоне делают межконтинентальные ракеты, которые предназначены для устрашения всего мира, и наличествующим у местных жителей чувством страха по поводу кого-то, кто вторгнется в их дом или устроит перестрелку в школе. Наконец, режиссер всего лишь бегло перечисляет, к каким переворотам и военным конфликтам были причастны Соединенные Штаты за последние 50 лет вдали от своей территории. Но к финальному выводу так и не приходит, вроде бы упоминая и про Германию времен Гитлера, и про Россию эпохи Сталина, и про некогда могущественную Британскую империю. А напрашивается довольно логичное предположение, что как раз политика мирового жандарма и желание господствовать на всей планете закономерно приводили эти супердержавы не только к распространению насилия в дальних пределах, но и к возникновению внутри них особой атмосферы подозрительности, доносительства, человеконенавистничества, более того – к прямому физическому истреблению своего же населения. И оно обязано сплачиваться лишь при наличии образа врага – не так уж важно: внешнего или внутреннего.

Мы имеем дело с «обыкновенным глобализмом», если так на нынешний лад переиначить название великой картины Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», которая тоже имела яркую трагифарсовую направленность, но вместе с тем отличалась глубоким философским анализом самой природы «коричневой чумы» и вообще явлений тоталитаризма. Майклу Муру, возможно, недостает в итоге именно этой выстраданной мудрости, что человеческая жестокость и стремление уничтожать себе подобных вырываются наружу там, где находится место для культивирования непознаваемого страха, необходимого властям для того, чтобы держать большое государство в состоянии повышенной боевой готовности.

Так почему же «Боулинг для школы Коламбайн» столь запоздало оказался в России, да и то лишь в одном московском кинотеатре? Во всем мире фильм собрал 56,8 млн. долл., окупив свой бюджет более чем в 14 раз! Только во Франции ленту, отмеченную «Сезаром», посмотрели свыше миллиона человек. И даже в США, где в отношении постановщика была развернута травля, картина получила 21,6 млн. долл. Можно подумать, что у нас относятся в лучшем случае с сомнением, что документальный фильм способен вызвать какой-то интерес у публики, а в худшем варианте – все-таки с опасением, что гневное и страстное творение Мура спровоцирует нежелательные сопоставления. Например, с тем, как насилие в окружающей реальности бездумно тиражируется и пропагандируется российскими СМИ, в то время как старательно замалчиваются преступления государства, так и не расставшегося с имперскими амбициями. Этот «смертельный боулинг» аукается многочисленными преступлениями на бытовой почве, заказными убийствами, взрывами домов, рынков и поездов метро, обрушением строительных объектов, авариями самолетов и вертолетов, различными техногенными катастрофами...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1535
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
963
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
686
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
948

Другие новости