Российского кино в берлинском конкурсе нет.
Фото Reuters
Красная дорожка перед Берлинале Паласт еще не расстелена, но кругом уже все огорожено, рабочие лихорадочно что-то доделывают. Вечером по красной дорожке (жаль, что здесь нет, как в Каннах, красной лестницы, все-таки восходить по лестнице совсем не то же самое, что просто пройтись по охраняемому коридору), кроме директора фестиваля Дитера Кослика и его команды, пройдут Николь Кидман, Джуд Лоу и Энтони Мингелла. Первые двое снялись у последнего в «Холодной горе», драме времен Гражданской войны в Америке. Лоу за эту роль номинирован на «Оскара», а Кидман на этот раз ничего не перепало. Тем не менее она, кажется, совсем не расстроена и недавно сама об этом заявила.
54-й Берлинский кинофестиваль откроется «Холодной горой». Со дня на день фильм стартует в московском прокате, как и другой конкурсный фильм – «Монстр» режиссера-дебютантки Патти Дженкинс. Обворожительная Шарлиз Терон уже успела получить «Золотой глобус» за исполнение главной роли в этом фильме – придорожной проститутки, ради любви к девушке ставшей серийной убийцей. Небесспорный фильм со всех точек зрения, бесспорна лишь игра Шарлиз Терон.
В то время как другие крупные европейские фестивали – Каннский и Венецианский – ведут невидимую постороннему глазу борьбу с американской киноэкспансией, команда Берлинале делает ставку на заокеанский кинематограф. Если судить даже по количеству отобранных в Берлин картин, можно заметить явный крен в сторону Голливуда. Из 23 конкурсных фильмов 7 американских, то есть почти треть. Правда, часть из них в копродукции. Впрочем, директор фестиваля всячески открещивается от приверженности американскому кино, провозглашая ориентированность на человеческие идеалы и естественные жизненные ситуации, которыми Голливуд не слишком богат. Но, разумеется, насыщенность Берлинского конкурса американской продукцией еще не повод для ухмылок. В конце концов, не только Голливудом славно американское кино, есть великолепные образцы кино авторского – Братья Коэны, Джим Джармуш, Гас Ван Сэнт.
Кстати, жена Джоэла Коэна, известная актриса-оскароносица Фрэнсис Макдорманд, в этом году будет трудиться на посту председателя жюри. Жюри в этом году, словно на радость феминисткам, женское: из семи членов жюри четыре женщины, а одна из них к тому же еще и президент жюри. Кроме Фрэнсис Макдорманд судить картины будут известная итальянская актриса, недавно попробовавшая себя в качестве режиссера Валерия Бруни Тедески, эфиопская молоденькая режиссер Майи-да Абди, иранская режиссер, без которой нынче не обходится ни один фестиваль, политкорректная Самира Махмальбаф, известный итальянский режиссер Габриэле Сальваторес, удачливый немецкий продюсер Петер Роммель и американский дистрибьютор Дэн Тэлбот.
Российского кино в конкурсе нет, но несколько картин попали в параллельные программы. По имеющейся информации, руководство Берлинского фестиваля намерено начать переговоры с некоторыми представителями старой команды фестиваля, в частности с отборщиком российского кино Шлегелем. Если Шлегель согласится, Берлин опять станет стартовой площадкой для многих российских картин, однако пока Шлегель продвигает наше кино в окрестностях Сан-Марко.
Привез в конкурс новехонькую картину «Самаритянка» моднейший Ким Ки Дук. Сколько на сей раз прольется с экрана крови, никто не знает, известно лишь, что в фильме сплошь маргиналы. В бельгийской картине «25 градусов зимой» блеснет наша соотечественница (или бывшая соотечественница?) Ингеборга Дапкунайте. Причем сыграет она украинку, поэтому литовско-русско-англо-украинский акцент бельгийской картине обеспечен. Сыграет Дапкунайте в паре с великолепной испанской актрисой, любимицей Альмодовара, Кармен Маурой.
Везут новые фильмы несколько режиссеров-классиков – Эрик Ромер, Тео Ангелопулос, Патрис Леконт, Джон Бурман, Кен Лоуч. А почетного «Золотого медведя» за «вклад...» вручат аргентинскому режиссеру Фернандо Соланасу.
Берлин
Редакция «Независимой газеты» благодарит ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» за содействие в подготовке материала.