0
702
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2004 00:00:00

В мир высокого искусства есть другие пропуска

Тэги: премия, оскар, звягинцев, возвращение


премия, оскар, звягинцев, возвращение Билл Мюррей и София Коппола. Он выдвинут на 'Оскар' за лучшую мужскую роль в ее трогательной картине 'Трудности перевода'.
Фото Reuters

Американская киноакадемия обнародовала результаты голосования, объявив номинантов на ближайшего «Оскара». Как и ожидали многие, «Возвращение» Андрея Звягинцева в это список не попало. Среди кандидатов на звание «Лучший фильм на иностранном языке» оказались канадское «Нашествие варваров», шведское «Зло», японский «Сумрачный самурай», нидерландские «Сестры-близнецы», а также чешский фильм «Зелари».

На первом месте по количеству номинаций на «Оскара» в этом году – «Властелин колец: возвращение короля» (11 номинаций). Лучшими актером и актрисой могут стать Билл Мюррей («Трудности перевода»), Бен Кингсли («Дом из песка и тумана»), Джонни Депп («Пираты Карибского моря»), Шон Пенн («21 грамм»), Джуд Лоу («Холодная гора»). За лавры лучшей актрисы будут бороться Дайана Китон («Любовь по правилам и без»), Шарлиз Терон («Монстр»), Кейша Кастл-Хьюгес («Верхом на ките»), Саманта Мортон («В Америке»), Наоми Уоттс («21 грамм»). Десять номинаций у фильма «Хозяин морей: на краю земли» Рассела Бойда, семь номинаций получила «Холодная гора» Энтони Мингеллы, не совсем, на наш взгляд, справедливо обойденная «Золотым глобусом». Шесть номинаций достались «Таинственной реке» Клинта Иствуда – скорее всего академиков тронули актерские работы в этой картине, ничем больше особо не примечательной. Четыре номинации получила трогательная картина Софии Копполы «Трудности перевода».

Почему же фильм «Возвращение», на который многие возлагали большие надежды, не вошел даже в список номинантов? Причин невнимания к нашему «Возвращению» достаточно. Откровенно говоря, с самого начала рассчитывать на успех за океаном не приходилось. Хотя хотелось. Все-таки «Оскар» – это не Канны и не Венеция, где серьезное авторское кино способно растопить сердца жюри. К тому же надо отдавать себе трезвый отчет в том, что звезды могут сойтись очень странно и неожиданно, что можно просто оказаться в нужное время в нужном месте с нужным фильмом. Такое кино, как «Возвращение», понадобилось именно тогда, когда оно появилось. Речь даже не о политических моментах – пик дружбы Путина и Берлускони пришелся именно на конец прошлого лета. Хотя и такие «мелочи», как это ни обидно, могут создать определенный конъюнктурный момент. Впрочем, хочется надеяться, к «Возвращению» это не имело отношения.

Европа, переживающая явное измельчание собственного кинематографа, словно искала помощи на стороне. Израненную репутацию европейского кино отчасти спасли датчане, придумав временную обманку – «Догму», которую потом рассеяли по всему миру и сами благополучно забыли. Как всякий искусственный замысел, «Догма» стала временным пристанищем недовольных. И как всякий искусственный замысел, быстро изжила самое себя. Европейское кино опять заметалось в поисках новых форм и новой духовной составляющей. Альмодовар с Ханеке не спасали, классики вроде Гринуэя шли по своему, особому, пути. Должен был явиться «deus ex machina», бог из машины, быстро потрафивший самым разным и самым взыскательным вкусам. В «Возвращении» каждый увидел то, что хотел. Кто-то – Страсти Христовы, кто-то – семейную драму, кто-то – гимн жертвенности. И по-настоящему никто так и не объяснил, чем же именно так привлекла эта картина и почему на ее долю выпал такой триумф.

«Возвращение» упало на иссохшую почву европейского и российского кино долгожданным дождем. После почти 15-летней безвкусицы, чернухи, конъюнктуры, лубочности мы увидели качественное кино о самых азах духовности, ликбез любви и прощения. Вот, собственно, и все. Больше в этом фильме ничего нет. А больше на тот момент ничего и не нужно было. Звягинцев прорвал блокаду российского кино, показал Европе, что еще не все потеряно, очаровал весь мир, вошел в историю Венецианского фестиваля как единственный режиссер, получивший сразу двух «Золотых львов» и массу других наград. Но даже не номинированный на «Оскара». Удивляться тут нечему.

Все-таки распределители «Оскаров» предпочитают кино более динамичное, больше построенное на чисто внешнем конфликте, в определенном смысле более черно-белое. Авторское кино никогда не было привлекательным для обитателей Голливудских холмов. Достаточно «пролистать» историю «Оскара» – и мы увидим, что, судя по всему, у «Возвращения» было мало шансов. Прецедент не вселял надежды. Вспомним хотя бы отечественных оскароносцев – «Война и мир», «Москва слезам не верит», «Утомленные солнцем». Вряд ли американцы проникли в суть толстовских духовных плетений, но и внешняя сторона фильма Бондарчука – батальные сцены, костюмы – была столь безупречна и великолепна, что никакой академик не устоял бы. Что касается картин Меньшова и Михалкова, то мелодраматика советского розлива, равно как и умело сделанное предчувствие страшной трагедии (того же розлива) совершенно справедливо тронули сердца публики и заокеанских академиков, вызвав массу нареканий критики. Но такова судьба почти всех оскаровских любимчиков. И тут уж надо смириться: «Оскар» – это престижно, но все же в мир настоящего искусства заветная статуэтка пропуском не является.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
697
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2430
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1626
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1252

Другие новости