Не бывать в этом году российскому кино в объятиях 'Золотого медведя'.
Когда стало известно, что российского кино в этом году на Берлинском фестивале практически не будет, честно говоря, мы вздохнули с облегчением. Памятуя прошлогодний позорный провал российской программы, решили, что пусть уж лучше ничего, чем такая стыдоба. Куски из «Бригады», рваный «Гололед», какие-то недоделанные полуфильмы по нагиевским «Окнам» – и все это где-то очень-очень далеко от фестивальной жизни, куда добраться можно на нескольких автобусах, и то, если только очень-очень захотеть.
Что ж, как говорится, была без радости любовь – разлука будет без печали. В этом году мы везем в Берлин лишь короткометражку Александра Рогожкина «Сапиенс» (в конкурс «короткого метра») и «Я тебя люблю» Ольги Столповской – в «Панораму». Отборщик российского кино Николай Никитин предложил было незаконченную «Богиню» Ренаты Литвиновой. Отборочная комиссия забраковала. Валерий Тодоровский отказался везти свою новую ленту в «Панораму», заявив, что в конкурс еще согласился бы, а так – лучше вообще не приглашать.
Конечно, пора бы уже перестать лить слезы по поводу того, что для России Берлинский фестиваль оказался потерянным. Разумеется, можно все сваливать на фатальные огрехи нашего кинематографа, за которыми небольшие достижения видны лишь нам самим, а публика незаинтересованная их рассмотреть не в состоянии. Но справедливости ради заметим, что в минувшем году российское кино если и не встало в полный рост, то по крайней мере сделало несколько удачных попыток высунуться из той помойки, в которой в последнее время пребывало. И дело даже не только и не столько в супертриумфальном «Возвращении», благодаря которому о нас вспомнили, дело и в том, что – надолго ли, нет ли – у нас стали снимать кино, за которое не стыдно. И надо быть либо слепым, либо не слишком профессиональным, чтобы умудриться опять заставить нас приезжать на один из крупнейших мировых киносмотров с пустыми руками. Сумел же Ханс Шлегель, отборщик российского кино Венецианского фестиваля (отставленный новым руководством Берлинале два года назад вместе с остальными членами команды), привезти на не менее престижный фестиваль три картины никому не известных ребят – Андрея Звягинцева, Мурада Ибрагимбекова, Алексея Германа-младшего, – которые теперь колесят по всему миру, собирая награды одну за другой. Первые они получили в Венеции. Далеко не все согласятся, что именно фильмы Александра Сокурова, ежегодно привечаемые в Каннах, достойны представлять Россию на этом крупнейшем фестивале. Но как бы там ни было, каннские отборщики понимают, что Сокуров (пусть и по непонятным для нас причинам) популярен на Западе. По крайней мере по сравнению с остальными нашими режиссерами.
Впрочем, не стоит особо на зеркало пенять... Подождем, когда еще приподнимемся над чернухой и тотальным безвкусием. Тогда уж точно не смогут не заметить.