Властелин умов голливудских кинокритиков Питер Джексон и его команда.
Фото Reuters
Признаться, мы надеялись до последнего мгновения. Так и представляли себе Звягинцева, получающего «Золотой глобус» из рук интернациональной критики в Голливуде. Наверное, мы уже так привыкли к бесконечному триумфу «Возвращения», что подспудно мало сомневались в его победе на генеральной репетиции «Оскара». Но критика в качестве лучшего иностранного фильма предпочла не «Возвращение» и даже не такие симпатичные и популярные во всем мире ленты, как «Нашествие варваров» Дени Аркана или «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера, а тяжелую социальную драму «Осама» афганского режиссера Сиддика Бармака. Впрочем, если бы мы так сильно не зациклились на собственных достижениях минувшего года в кино, то сообразили бы, что именно такой выбор был оправдан – американцы любят поощрять суровое военно-социальное кино.
Остальные награды распределились тоже несколько неожиданно. Все-таки для голливудских критиков «Властелин колец: возвращение короля» оказался преградой, которую обойти они оказались не в силах. Толкиенистская завораживающая масштабность ленты Питера Джексона все же ударила по искушенным сердцам критиков, отдавших «Глобус» и самому фильму как лучшей драме, и Питеру Джексону как лучшему режиссеру. Впрочем, голливудские критики – каста особая. По правилам Голливудской ассоциации зарубежных критиков ее члены могут публиковаться не чаще четырех раз в год. Что они делают в остальное время – одному Богу ведомо, но, похоже, нюх при таком режиме работы потерять легко.
Обиду и недоумение многих вызвало почти полное игнорирование «Холодной горы» Энтони Мингеллы – ни фильм, ни сам Мингелла, ни всеобщая любимица и уже привычная лауреатка всего и вся Николь Кидман ничего не получили. Зато критики обеспечили абсолютно справедливый триумф молодой Софии Копполы за фильм, названный лучшей комедией (какая там комедия, помилуйте, все так грустно), «Трудности перевода». Ее же перу принадлежит лучший сценарий, «ее же» бесподобный Билл Мюррей назван лучшим актером по комедийной части. Лучшим драматическим актером критики признали Шон Пенна за главную роль в картине Клинта Иствуда «Таинственная река». Шон Пенн, как всегда, экспрессивен до зрительской дрожи в коленках, трагичен и масштабен, однако все это, что называется, в русле. Жаль, что голливудская критика не выделила столь же трагическую, масштабную и экспрессивную, только без криков и слез, а исключительно на внутреннем темпераменте, работу Бена Кингсли в «Доме из песка и тумана».
То, что потеснили Николь Кидман, для многих стало неожиданностью. То, что ее потеснили ради Шарлиз Терон («Монстр»), стало полной неожиданностью. Хотя, любуясь красивой и безупречно талантливой Кидман, признаемся, что на фоне Терон померкла даже она. Опустившееся, жалкое и жестокое существо, проститутку, ставшую серийной убийцей ради любви к молоденькой Кристине Риччи, красавица в жизни и бывшая модель Шарлиз Терон сыграла, кажется, на грани возможного. И на фоне действительно мощных работ Терон и Пенна весьма стандартно смотрятся победители в номинации «Лучшая актерская работа второго плана» – спору нет, хорошо, но традиционно играют Тим Роббинс в «Таинственной реке» и Рене Зельвеггер в «Холодной горе».
Последний «Золотой глобус» оказался менее предсказуемым, чем многие предшествующие. И, пожалуй, не стоит всерьез рассматривать эту премию как генеральную репетицию «Оскара». Награда престижная, но вряд ли оказывающая на «Оскара» столь сильное влияние, как мы привыкли думать. И если уж говорить о престижности, то престижна она в первую очередь для голливудских критиков – через месяц станет ясно, насколько тонок их нюх и как точно смогли они предугадать распределение самой главной мировой кинонаграды – «Оскара».