Успех режиссера Звягинцева продолжается.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В этом году работа национального "оскаровского" комитета, призванного решить, кто на сей раз достоин, на наш взгляд, увезти в Россию знаменитую статуэтку, прошла тихо, слаженно, без скандалов внутри комитета и в прессе.
А все дело в том, что, кроме "Возвращения", всерьез на заокеанское путешествие никто и не претендовал. Выдвигались, впрочем, также "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова, "Благословите женщину" Станислава Говорухина, "Русский ковчег" Александра Сокурова, "Старухи" Геннадия Сидорова, "Коктебель" Хлебникова и Попогребского, "Прогулка" Алексея Учителя. Комментируя решение оскаровского комитета, председатель оного Владимир Меньшов с заметным оттенком гордости поведал о том единодушии, что царило в рядах членов комитета. Не то что, мол, в прошлом году, когда всем подавай "Кукушку". Так что дошлым журналистам и придраться не к чему. Да уж к чему тут действительно придерешься, если выдвинули фильм, на который, как торнадо, обрушился феноменальный, невиданный не только для России успех в виде двух Золотых медведей. Не останови оскаровский комитет свой выбор на этом фильме - вот тогда вопросы и посыпались бы и недовольству конца бы не было. Кстати сказать, в прошлом году скандал возник не только и не столько из-за всеобщей любви к обойденной "Кукушке" и не столько из-за порочности выбранного объекта (напомним, что на "Оскара" мы тогда предложили позорно конъюнктурный и фальшивый "Дом дураков" Андрея Кончаловского), сколько из-за грубых нарушений всего регламента выдвижения на главную заокеанскую премию.
К раскрутке "Возвращения" уже приложили руку крупные компании, теперь, после официального выдвижения, раскрутка пойдет полным ходом, и в первую очередь в Америке. Так что коммерческий интерес тут тоже занимает не последнее место.
Занятно, что при всех разговорах о ренессансе российского кино вдруг оказалось, что, кроме картины Звягинцева, на "Оскара" всерьез никто претендовать не может. Хотя тут надо иметь в виду и тот факт, что у "Оскара" свои, и довольно особые, законы. Фильм, претендующий на обладание статуэткой, должен отвечать слишком многим требованиям. Он должен быть политически и расово "выдержан", нести в себе гуманную идею, быть в меру соплив и не в меру человечен. По-настоящему художественные достижения "Оскара" волнуют далеко не всегда. По всем этим показателям "Возвращение" не особенно вписывается в "общеоскаровскую" картину. Но так иногда хочется исключений┘