Сезон минувший, как мы уже писали ("НГ" от 01.07.03), завершился без каких-либо существенных рокировок в правящей верхушке театра, за исключением объявленного прихода Алексея Ратманского на место худрука балета, которое пока занимает Борис Акимов (премьерным спектаклем Ратманского прошлого сезона - развеселым "Светлым ручьем" начнет свой второй круг Новая сцена).
В опере, во всяком случае внешне и официально, пока все остается по-прежнему. Старый сезон закрывался, и новый сезон откроется на основной сцене самым любимым, как видно, детищем очередного руководства - "Хованщиной" Мусоргского-Римского-Корсакова, которая была воспринята прогрессивной общественностью как десять шагов назад. Правда, 4 сентября в первом спектакле сезона партию Марфы согласилась исполнить одна из ее коронных исполнительниц Лариса Дядькова, мариинское меццо, блистающее ныне чаще всего вдали от родных берегов.
С чем войдет в историю прошлый сезон и чем удивит новый?
Абсолютный хит минувшего сезона - режиссерский спектакль богемно-эпатажного Дмитрия Чернякова "Похождения повесы" по опере Стравинского, во всех рейтингах и опросах названный лучшим. Действительно, это была маленькая революция в масштабах Большого, застрявшего где-то на боярских шубах и придворных кринолинах - давно уж пора зазвучать в восковом оперном музее классике ХХ века. Поэтому уже сама идея модернового неоклассицизма Стравинского со всеми его "неправильностями" выглядит как начало хорошей дороги в будущее. Посмотрим, сможет ли ее продолжить "Огненный ангел" (которому предстоит еще и неизбежное сравнение с легендарным спектаклем Мариинки). Противоположный полюс того же сезона - "Снегурочка", абсолютно нулевой спектакль по всем параметрам, что тоже не преминуло отразиться на его самой низкой рейтинговой позиции. А посерединке - среднеевропейская "Турандот", не хорошая и не плохая, с удивительно бесцветным оркестром. Шоком государственного значения обернулся недоношенный аутентизм в глинкинском "Руслане" - российский президент сбежал от этого кошмара, едва досидев до середины спектакля.
Самым запоминающимся симфоническим событием стало исполнение кантаты "Песни Гурре" Шенберга под управлением Николая Алексеева, как это ни парадоксально, но "автора" столь печально завершившейся "Снегурочки" (см. "НГ" 28.04.03) - как антитезу можно рассматривать заурядное исполнение кантаты Чайковского "Москва" в рамках Пасхального фестиваля под управлением Александра Ведерникова.
В новом сезоне, как мы тоже писали ("НГ" от 30.07.03), Большой вольно или невольно, но обрек себя на соревнование с Мариинским театром, выбрав в качестве премьер исключительно те названия, которые ассоциируются у всех с театром Валерия Гергиева.
8 октября на Новой сцене покажут "московскую редакцию" спектакля Эймунтаса Някрошюса по опере Верди "Макбет", который был создан великим драматическим режиссером современности и его сыном-художником Мариусом для фестиваля "Флорентийский музыкальный май". В составах значатся Анатолий Лошак, Сергей Мурзаев, Елена Зеленская и Анна Шафажинская, много лет назад засветившаяся в отечестве как соискательница на эстрадных конкурсах, но оперную карьеру сделавшая на Западе, в частности в Ковент-Гардене, где пела Турандот. Дирижировать приглашен достаточно известный итальянский маэстро Марчелло Панни.
28 января на Основной сцене обещают "Мазепу" в постановке Роберта Стуруа. 22 апреля также в главном здании состоится, пожалуй, самая ожидаемая премьера грядущего сезона - прокофьевский "Огненный ангел" с его демоническим невротизмом. Ставить будут звезда современной режиссуры Франческа Замбелло и перфекционист Георгий Цыпин, несколько разочаровавшие своей московской "Турандот". Исполнителей убийственных для голоса главных партий все еще ищут.
20 июня на Новой сцене запланирована премьера совместной постановки с Баварской оперой Мюнхена - "Летучий голландец" в режиссуре "тоже звезды", Петера Конвичного и с участием немецких певцов, имена которых мало что говорят, по крайней мере здесь. Вагнера, как, впрочем, и Прокофьева, взял для дирижирования самолично музыкальный руководитель театра Александр Ведерников. Уже интересно.
Завершится сезон двумя "специальными", как объявлено, "Пиковыми дамами" с участием приглашенных солистов и под руководством Юрия Темирканова - это будет его собственная редакция старого спектакля Баратова-Покровского. Но дело, конечно, не в этом, а в том, что самую петербургскую оперу Чайковского под руками Темирканова всякий раз воспринимаешь как что-то совершенно первозданное и магнетическое.