0
1301
Газета Культура Интернет-версия

07.03.2003 00:00:00

Голубка в золоте

Тэги: театр, арвайден, эпос, осетия, балет, танец


Обрядовый театр "Арвайден" из Владикавказа заявил о себе сравнительно недавно, получив премию театрального фестиваля "Золотая маска", причем в категории "новация". В награжденном "Небесном зеркале" сценограф и режиссер Виола Ходова рисовала пластические узоры из "движущихся костюмов". В новом проекте, "Золото нартов", на постановку возложили ответственную задачу - пересказать один из эпизодов национального осетинского эпоса. В музыкальной партитуре к народным мелодиям приписали современные мотивы (композитор Владимир Николаев), начав с пения хора "Алания". Взяли в союзники современную хореографию, посчитав, что с ее помощью сподручнее создать подходящую нашему времени мистерию. Такой спектакль, к которому мировое сообщество не отнеслось бы как к былой экзотике небольшого народа, но смогло бы оценить современный уровень театральности.

Чтобы понять суть "Золота нартов", надо знать, кто такие нарты. Это мифические чудо-богатыри, положительные герои эпоса кавказских народов. В постановке Ходовой используется осетинская версия мифа о двух братьях-близнецах, Ахсаре и Ахсартаге. Было у нартов золотое дерево, и росли на том дереве золотые цветы, а те цветы по ночам грызли золотые голубки. Братья ранили птицу и погнались за ней до самого синего моря. Один нырнул на дно, другой брат остался на берегу. Птица оказалась дочерью подводного царя и через год вышла на берег в качестве человечьей жены. Но братья были очень схожи, а дочка морского царя очень красива. Случилась масса трагических недоразумений, отчего близнецы убили друг друга в схватке, а царевна родила двух сыновей-близнецов, новых нартов.

К проекту привлекли Российский национальный оркестр под управлением Александра Поляничко (сыграли очень впечатляюще). К осетинским народным танцам присовокупили хореографа Татьяну Баганову, лидера екатеринбургской труппы "Провинциальные танцы" и дважды лауреата "Маски". Издали буклет, в котором подробно описан "архаичный универсум" нартского эпоса с его солярными символами (огромная свастика появится в декорациях спектакля), "мировым древом" и числовой символикой древности. Виола Ходова сделала витиеватые костюмы, в которых соединяются "наивная" цветастость павлиньего хвоста, мотивы скифского "звериного стиля" и обилие желтого - цвета золота и солнца. Заложили вроде бы все, чтоб получить на выходе желанное ощущение магического космизма и масштабной мощности.

..."Золото нартов" программно презрело аутентичность, уйдя от условности фольклора. Но в поисках современности не сумело достигнуть синтеза. Когда на новой сцене Большого театра исполнители в красных сапожках медленно "плывут" на высоких полупальцах, воспроизводя фирменный знак национальных танцев, - смотреть интересно. И становится скучно, когда те же артисты (слишком долго затягивая паузы до степени провисания действия и визуального ряда) пытаются создать многозначительность, неорганично соединяя багановские пластические изломы с необходимостью следовать мифологической фабуле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
575
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости