Обрядовый театр "Арвайден" из Владикавказа заявил о себе сравнительно недавно, получив премию театрального фестиваля "Золотая маска", причем в категории "новация". В награжденном "Небесном зеркале" сценограф и режиссер Виола Ходова рисовала пластические узоры из "движущихся костюмов". В новом проекте, "Золото нартов", на постановку возложили ответственную задачу - пересказать один из эпизодов национального осетинского эпоса. В музыкальной партитуре к народным мелодиям приписали современные мотивы (композитор Владимир Николаев), начав с пения хора "Алания". Взяли в союзники современную хореографию, посчитав, что с ее помощью сподручнее создать подходящую нашему времени мистерию. Такой спектакль, к которому мировое сообщество не отнеслось бы как к былой экзотике небольшого народа, но смогло бы оценить современный уровень театральности.
Чтобы понять суть "Золота нартов", надо знать, кто такие нарты. Это мифические чудо-богатыри, положительные герои эпоса кавказских народов. В постановке Ходовой используется осетинская версия мифа о двух братьях-близнецах, Ахсаре и Ахсартаге. Было у нартов золотое дерево, и росли на том дереве золотые цветы, а те цветы по ночам грызли золотые голубки. Братья ранили птицу и погнались за ней до самого синего моря. Один нырнул на дно, другой брат остался на берегу. Птица оказалась дочерью подводного царя и через год вышла на берег в качестве человечьей жены. Но братья были очень схожи, а дочка морского царя очень красива. Случилась масса трагических недоразумений, отчего близнецы убили друг друга в схватке, а царевна родила двух сыновей-близнецов, новых нартов.
К проекту привлекли Российский национальный оркестр под управлением Александра Поляничко (сыграли очень впечатляюще). К осетинским народным танцам присовокупили хореографа Татьяну Баганову, лидера екатеринбургской труппы "Провинциальные танцы" и дважды лауреата "Маски". Издали буклет, в котором подробно описан "архаичный универсум" нартского эпоса с его солярными символами (огромная свастика появится в декорациях спектакля), "мировым древом" и числовой символикой древности. Виола Ходова сделала витиеватые костюмы, в которых соединяются "наивная" цветастость павлиньего хвоста, мотивы скифского "звериного стиля" и обилие желтого - цвета золота и солнца. Заложили вроде бы все, чтоб получить на выходе желанное ощущение магического космизма и масштабной мощности.
..."Золото нартов" программно презрело аутентичность, уйдя от условности фольклора. Но в поисках современности не сумело достигнуть синтеза. Когда на новой сцене Большого театра исполнители в красных сапожках медленно "плывут" на высоких полупальцах, воспроизводя фирменный знак национальных танцев, - смотреть интересно. И становится скучно, когда те же артисты (слишком долго затягивая паузы до степени провисания действия и визуального ряда) пытаются создать многозначительность, неорганично соединяя багановские пластические изломы с необходимостью следовать мифологической фабуле.