'Поймай меня, если сможешь' Стивена Спилберга с Леонардо Ди Каприо в главной роли - одна из самых мрачных работ 'повзрослевшего' режиссера.
Кадр из фильма.Фо о Reuters
Он подделал чеки на многие миллионы долларов, навострившись в конце концов так, что даже банковские эксперты не видели разницы между оригиналом и отпечатанной в подпольной французской типографии фальшивкой. Он стал "профессиональным зайцем", налетав под личиной пилота Pan American сотни часов. Не имея ни медицинского, ни юридического, ни какого бы то ни было образования вообще, он успел побывать и доктором, и помощником прокурора. Причем не корысти ради и не чьей-либо злою волей. В ответе на вопрос, что толкнуло Эбегнейла на многочисленные правонарушения и "циничное пренебрежение законом", итогом чего стало полтора десятка лет лишения свободы в тюрьме самого строгого режима, ключ к фильму. Не лучшему в пестрой и богатой названиями фильмографии Стивена Спилберга, но весьма важному.
Героя, подобного Эбегнейлу, авантюрное кино прежде не знало. Мошенники любой масти хитрили и мухлевали с конкретно-материальной целью. Фрэнк озорничает в силу возраста. На скамью подсудимых проказник, облапошивший сотни взрослых умных людей без видимого напряжения, угодил задолго до совершеннолетия. Махинации сбежавшего после развода родителей из дома Эбегнейла - нормальное мальчишеское озорство; качество, которого и самому Спилбергу не занимать. Озорство начинается уже на игривых титрах, в стилистике которых техника силуэтной анимации смешивается с чертами поп-арта. Затеянные Фрэнком кошки-мышки с нудным работягой-фэбээровцем Карлом Хэнрэтти (в исполнении карикатурно положительного Тома Хэнкса) - тоже чистое мальчишество, неуместная среди солидных преступников дразнилка. Большой ребенок копирует повадки героев телесериалов. Воплощенный предел мечтаний (а заодно и лучший, кульминационный эпизод фильма) - нахально прошествовать под носом у сотен охотников незамеченным, да еще в окружении длинноногих красоток-стюардесс.
Наряду с "Бандами Нью-Йорка" Мартина Скорсезе, выходящими в российский прокат через полтора месяца, "Поймай меня┘" подарил чуть было не угробившему карьеру Леонардо Ди Каприо шанс триумфального возвращения. Хотя о работе со Спилбергом Лео вспоминает не без легкого содрогания: "Спилберг заставлял меня работать так много, что три раза я заболевал от переутомления, настолько был истощен. Сцену, на которую уходило три дня в "Бандах", мы снимали за день, и это дьявольски тяжело... И если Скорсезе внушает уважение как режиссер-постановщик, то Спилберг - лучший в мире машинист, способный заставить кучу разных людей работать вместе и вертеться вокруг него, как хорошо отлаженный механизм". Странно, что американская киноакадемия не проявила к картине серьезного интереса. В основные номинации попал только Кристофер Уокен, претендующий на "Оскар" за второплановую роль Эбегнейла-старшего. Обычно устрашающий Уокен, собаку съевший на ролях инфернальных мерзавцев, в кои-то веки исполнил роль несчастливого и доброго человека, из гордости отказывающегося от дорогих сыновних подарков, бизнесмена-неудачника, находящегося в вечном противоборстве с налоговой службой, человека, не сумевшего - в отличие от потомка - использовать свои асоциальные наклонности.
Во внешне счастливом финале персонаж Ди Каприо примиряется с обществом. Более того, находит общий язык с бывшим преследователем и меняет заключение на фискальный труд во благо государства. Эбегнейл расстается с детством навсегда, вместо "коротких штанишек" на нем теперь офисный сюртук. Финальные титры сухо сообщают, что Фрэнки женился, вырастил троих сыновей и без угрызений совести продолжал сотрудничать с ФБР, помогая излавливать других комбинаторов. Благополучнейший, с обывательской точки зрения, эпилог прямо-таки пропитан горечью. Погибни Фрэнки во цвете лет под пулями копов - и впрямь сердцу было б веселей. Лишь слепой не заметит, что с течением времени Спилберг мрачнеет - по восходящей от "Цветов лиловых" к "Списку Шиндлера", "Рядовому Райану", "Искусственному разуму". Избежать участи Эбегнейла нелегко. Но стоит попробовать.