- Как с посещаемостью - она упала после событий?
- Конечно.
- Сильно?
- Сильно. Конкретно. Дело даже не в посещаемости - дело в том, что перестали покупать билеты. Со среды, с вечера. Четверг, пятница, суббота, воскресенье... Мы не продали следующую неделю, потому что не было звонков, не было заказов, никто не шел в кассу. Люди начали отказываться, менять билеты. Есть одна надежда. Когда люди голодают, то, как правило, вслед за похуданием начинает жрачка нападать на людей. Может быть, сейчас это сработает, потому что продукт-то у нас хороший, в этом я уверен. Все уходят довольные. В четверг, в пятницу ходили по 700 человек. Утром в субботу - 900, и вечером в субботу полторы тысячи. Как можно этих людей обмануть? Хотя мы знали уже о покойниках...
- Была возможность отменить спектакль.
- Ну как отменить? Если нет траура, это несанкционированная отмена. Не знаю, чем руководствовались "Чикаго"... Это их дело. Представь себе: плюс к тому, что творилось по телевизору и в городе, еще выключить свет, закрыть рестораны и кафе, клубы и театры, мюзиклы и все остальное... Представь себе, что бы творилось с городом, что бы творилось с людьми!
- Насколько упала посещаемость?
- В два раза конкретно. В какие-то дни, которые могли бы быть пиком - в воскресенье вечером, - процентов 30-35.
- От заполняемости зала?
- Да. Причем, знаешь, обычно в субботу, воскресенье люди подходят перед началом. Но тут люди не звонили, чтобы отказаться: "Пожалуйста, верните деньги". Для наших людей это не принципиально. Самое интересное - они просто не приходят.
- Даже билеты не сдают?
- Ну как ехать через город? Там террористы, милиция везде останавливает. Проще плюнуть и не пойти. Сегодня Андрюшка Летягин, композитор "Миража", приходил днем. Ему вечером неудобно: музыкант, оркестр огромный. Но он дочку не уговорил - ей 11 лет. Она сказала: "Меня там убьют". И не пошла. А живут рядом, сто метров. Представляешь, какой психоз?
- Как это повлияет на окупаемость? Есть прогноз? Мне кажется, что эта ситуация в экономическом плане должна была больше всего по вашему мюзиклу ударить, потому что вы только что начали.
- Мы немного позднее начали, чем "Чикаго". У нас огромный зал. В тот день, в среду вечером, у нас был Ельцин: понял, что мюзикл - это нужно, что это классно. Стоило таких трудов его уговорить ехать... Хорошо еще (это "хорошо" в кавычках), что у американцев было 11 сентября...
- Так что американцы не пугаются?
- Пугаются все нормальные люди. Дело в том, что они уже пережили подобные вещи.
- Если говорить об окупаемости, серьезно увеличится ее срок?
- Конечно. Я думаю, что по крайней мере две, а то и две с половиной недели потеряны. Ну что делать! Судьба. Форс-мажор.
- Я слышал два прямо противоположных мнения о последствиях теракта для мюзиклов. Одни говорят, что сейчас пойдет резкий спад, люди перестанут покупать билеты. А другие говорят, что, наоборот, сейчас будет пик, потому что наш народ-то это только подстегнет.
- Как сказал мне Андрюша Васильев: "Ты знаешь наших односельчан, им все по фигу". Сейчас народ оправится, и все пойдут. Должны пойти. Потому что, во-первых, не так много хорошего продукта. Те мюзиклы, которые мы обсуждаем как мюзиклы, - это же очень серьезный продукт.
- Предусмотрен ли такой страховой случай? Теракт? Вы закладывались на форс-мажор?
- Слишком необычная история. У нас, например, написано, что билеты назад не принимаются, деньги не возвращаются. Если мы отменяем спектакль, мы должны вернуть деньги.
- Но люди приходят и возвращают билеты?
- Нет. Нет. Мы не отменяли спектакли. Но тем, кто сильно настаивал... Ребенок плакал... Я одному вернул деньги - по 600 рублей два места, потому что он уже достал меня. Он сказал: "Борис, мы встретимся, когда будет поспокойней..." Я сказал: "А ты знаешь, когда будет поспокойней?!" Люди шли на "Норд-Ост" и тоже думали, что все будет спокойно.
- Дополнительные меры безопасности?
- Увеличена охрана. Но у нас и так была серьезная охрана дворца плюс "Карат". Скобы у нас сразу стояли - металлоискатель. Сейчас просто обыскиваем больше. Но я тебе скажу откровенно - мне не нравится обвинение "Норд-Оста". Это была серьезная плановая операция террористов. Какая охрана?!
- Почему выбрали не Дворец молодежи?
- Как я понимаю (мы же сейчас все "разбираемся"), Дворец молодежи сложнее, чем Дубровка. Здание сложнее. Крыша, на которую хоть 10 вертолетов сажай. Метро внизу. Тут две сотни ходов.
- Генштаб бывший рядом...
- Дело даже не в том. Тут столько перегородок, такие подвалы, ходы до метро... Конечно, тут нужно иметь армию. 50 человек маловато.
- Дубровка - самое простое здание?
- В этой ситуации - да. "Эстрада" тоже очень тяжелое здание.
Трудно обсуждать, но я считаю, что "Норд-Ост" брали потому, что он был на слуху.
- К юбилею...
- Я уверен, что нужен был театр. "Норд-Ост" пиарили здорово - все слыхали.
- А как вы узнали о захвате?
- На спектакле. Тут же сказали охране Ельцина. Но они ребята профессиональные - отреагировали спокойно.
- А что сказал Ельцин?
- Мы этот вопрос не поднимали...
- Вернемся к экономике. Насколько теракт подрубил ваш мюзикл?
- У нас контракт был с американцами, что они гарантированно получают некую сумму за неделю. Не за спектакли. Собрал - не собрал, заработал - не заработал, купили - не купили, переаншлаги - не переаншлаги, все это никого не волнует. Я должен отдать сумму.
- Сколько?
- Ну так я тебе и сказал! Есть контракт. За 8 спектаклей в неделю я должен отдать деньги, хоть трава не расти. Я могу играть 1 спектакль с аншлагом - по 500 долларов билет или по 800. А кто здесь будет в зале? Это не важно. Но я должен платить. Я сейчас надеюсь на отсрочку платежей, потому что иначе просто не потянем.
- Но страховки покрывают?
- Это тонкая, длительная история. Всего можно было ожидать. Но этого...
- Страховку платят не сразу...
- Тогда, когда я рассказал партнерам про события, американцы сказали: мы тебя поддержим...
- Как это повлияет на судьбу индустрии мюзиклов? Новые будут ставиться?
- О чем ты говоришь? Я тебя умоляю! Самолеты падают. И что? Все равно летают самолеты. Что за бред! Колоссальная сила человека в том, что он все забывает. Иначе как жить? Вырывать сердце?
- Будет совместный проект? Другие мюзиклы поддержат "Норд-Ост"?
- Мы день отработали в пользу "Норд-Оста".
- Весь сбор?
- Весь сбор. Ну не ахти какой сбор, но тем не менее...
- Можно сделать мюзикл о том, как террористы захватывают мюзикл?
- Можно, конечно. Мы как-то с Каспаровым летели из Америки. Я помогал ему везти хрустальный приз. Он тогда играл с машиной в первый раз. Каспаров говорил, что, когда играл с "Дип Блю", в Америке было отменено обслуживание всей противовоздушной обороны, полиции, армии. "Дип Блю" прорабатывал игру в своей компьютерной голове, и на это было задействовано 80 процентов мощности. Представь себе сюжет: человек своим интеллектом парализует машину, и Америка открыта - противовоздушная оборона, армия, полиция... И в это время полчища красных, ну сейчас мусульман, - в Америку. Полное голливудское кино.
- Но в Москве весь захват был сделан по голливудской кальке, причем по фильму категории "Б".
- Не шикарно. Не "Кинг-Конг".
- Ты уже просчитывал ситуацию, сравнивал с тем, что было после 11 сентября в Америке с мюзиклами?
- Понимаешь - у нас сложнее ситуация. Ведь это произошло с мюзиклом! Пошли не в зоопарк, не в детский дом, не в садик. Там в театре спасались, а здесь наоборот. Поэтому люди не могут спасаться в театре!