0
873
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2002 00:00:00

Хвала бессоннице

Тэги: цюрихбалет, шперли, балет, спектакль


Восемьдесят минут удовольствия. Таково впечатление от единственного московского спектакля Цюрих-балета, показавшего "Гольдберг-вариации" на музыку Баха. (Гастроли на сцене Большого театра организованы посольством Швейцарии в России.) И жаль, что партер зиял пустотами, образованными отсутствием приглашенных VIP-персон.

Хореограф Хайнц Шперли не считается на Западе "самым-самым", скорее он числится по разряду добротных профессионалов, отрабатывающих контракты руководителя балетной труппы сегодня здесь, а завтра там. Швейцарец, учившийся танцу в Англии и в Америке, успел поруководить труппами Базеля и Дюссельдорфа, с 1996 года работает в Цюрихе. "Гольдберг-вариации", возможно, свой лучший балет, он поставил в Германии в начале 90-х

...Если бы русский посол в Дрездене граф Кайзерлинг не страдал бессонницей, спектакля не было бы. И в 1742 году граф не заказал бы другу Иоганну Себастьяну Баху музыку, чтобы слушать ее в ночные часы. А музыкант графа, пианист Гольдберг, не озвучил бы исполненный заказ - тридцать вариаций для клавесина (ныне исполняемых на рояле). В итоге Бах получил сто золотых луидоров, Кайзерлинг - успокоительное для расшатанных нервов, а пианист - бессмертие, навеки оставшись в истории искусства. Балет идет под "живую" музыку, ее на наших глазах извлекает из инструмента русский пианист из Одессы Алексей Ботвинов. Наблюдение за его роялем в оркестровой яме позволяет немного приспустить музыку на грешную землю. Чтобы мы - со всеми нашими несовершенствами - почувствовали, что тоже допущены к этому пиршеству богов. (Один штрих: то, что сегодня воспринимается как метафизическое откровение, в эпоху Баха понималось совсем иначе. Ведь Кайзерлинг заказывал композитору не музыку вообще, а увеселение, "легкое и приятное". Недаром Бах включил в вариации так называемый кводлибет - шуточную музыкальную пьесу по мотивам популярных песенок. Историки раскопали, что в одной из этих песенок были слова: "Если бы моя мать кормила меня мясом, а не овощами, я остался бы у тебя подольше". А мы слушаем рояль и восторгаемся: ну и глубина! Вот и говори после этого о каком-то там прогрессе человечества...)

Хайнц Шперли - наш современник. Его отношение к партитуре одновременно и почтительное, и дерзкое. Хореограф не стремится быть революционней музыки и не желает дополнять Баха модными "поперечными" вспышками пластических контрапунктов. Сочинять свою Маленькую ночную серенаду, эксплуатируя тему сна, Шперли тоже неинтересно. Баховский космизм ему нужен не для спора, а для довольно-таки прямоточной экзистенции. Во всяком случае, на уровне либретто. Как формулирует Шперли, "Гольдберг-вариации похожи на течение жизни. Рождаются связи, соединяются пары, а затем расставания ведут к безразличию". И быть бы этому балету чем-то вроде опусов Бориса Эйфмана, если б не три обстоятельства - музыкальность швейцарца, его природный вкус и особенности биографии. В молодости Шперли работал в Женеве, а в тот момент женевский театр курировал Джордж Баланчин. От такого учителя грех было не научиться главному в профессии балетмейстера: образовывать формы исходя из музыки.

Бессюжетный балет Шперли хорош умелыми соотношениями между хореографией и партитурой, за которой хореограф следует не как раб, но как сообщник. Вернее, как тактичный комментатор из XX века, который мыслит гораздо жестче, чем мыслили в эпоху Баха или в эпоху Баланчина. Вместе со своими дизайнерами Шперли играет светом и силуэтами, подчеркивает структурирующую роль пауз, создавая свое исчисленное, а не сопротивляющееся измерению баланчинское пространство, замкнутую на себя, а не открытую, как у Баланчина, архитектонику. Строгость не очень сложной классической лексики смягчает налетом грубоватого комизма и усиливает "техногенными" хореографическими комбинациями. Компонуя дуэты и трио из вышколенных танцовщиков в "рабочих" балетных трико, Шперли исходит не только из баховского канона (повторение основной мелодии в разнообразии басового аккомпанемента и в различных темпах), в асинхронных массовках ему важно еще показать, что на дворе эпоха субъективности, и не существует какого-то одного, академически затверженного Баха. На самом деле Бах у каждого свой.

Теперь самое время посмотреть другие балеты Шперли. Не случайно в документальном фильме о нем вспоминают гегелевскую диалектическую триаду: теза - "абстрактный" балет "Гольдберг-вариации", антитеза - романтические балеты швейцарца, и синтез - его версия "Лебединого озера".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
695
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
780
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости