Завершился очередной кинофестиваль "Лики любви". Увы, на него так и не приехала Кьяра Мастроянни, поставившая устроителям слишком жесткие условия. "Катрин Денев требовала меньше, - обиженно говорил Марк Рудинштейн. - Мама была скромнее дочери". Не добрался до Москвы и заявленный в конкурсе английский фильм "Айрис", предпочтя "Ликам" Берлинский кинофестиваль.
Из картин, все-таки проучаствовавших в конкурсе, жюри отметило фильмы добротные, философские и эмоциональные. В этой связи показательно, что лучший дебютант Венеции Ян Цвиткович ("Хлеб и молоко") остался без наград. Ведь чернуха (а тут ее хоть отбавляй) для нас не экзотика, а нормальное состояние души. Потому и требования к ее экранной интерпретации очень высоки. А двух душераздирающих сцен мало.
Гран-при достался притче Али Хамраева "Бо Ба Бу" (Узбекистан-Италия-Франция). Жизнь в пустыне - тут метафора внутреннего состояния человека. Это жгучая, нестерпимая боль, засуха чувств, желаний и целей, от которых очень трудно отвыкать. В образах персонажей самым ценным оказывается их соответствие вечным архетипам, лежащим в основе всего одушевленного мира.
Надо отдать должное жюри, которое оказалось достаточно чутким, чтобы вручить приз за лучшую женскую роль японской актрисе Маю Азова, сыгравшей школьницу, влюбленную в немолодого полицейского ("Юная девушка"). Вручая награду, член жюри режиссер Цукерман назвал Маю Азова "японской Лолитой". Точности ради заметим, что восточный вариант значительно отличается от прототипа. В фильме Иджи Окуда совсем юная героиня испытывает не менее, а, быть может, даже более сильную и глубокую страсть к взрослому мужчине, чем он к ней. Связь, которая сначала выглядит как случайный казус, обнаруживает в себе благородство серьезного чувства. Преддверие счастливого финала окрашено пронзительными красками и долгой мучительной болью: дедушка наносит на спину внучке рисунок. Однокрылую птицу, которую когда-то выбил на спине ее любимого, своего давнего друга. Теперь два крыла будут всегда лететь вместе.
Приз за лучшую мужскую роль получил актер Ерма Томмила, сыгравший в "Неприятностях из-за любви" по-настоящему горячего финского парня. Не менее горячий, но более депрессивный ирландский парнишка из "Дискосвиней" (режиссер Кирстен Шеридан) был способен убить человека от избытка страсти к девушке. Но все равно остался без приза.
Лучшим романтическим дуэтом были названы Зузана Норисова и Ян Рэваи из мюзикла "Бунтари" чеха Филипа Ренча. Изящный и проникновенно лиричный фильм о любви на фоне Пражской весны можно считать почти единственной романтической картиной из Европы в конкурсе нынешних "Ликов любви".
В целом же на фестивале показали не столько картины о любви, сколько о реальном ее месте в современном мире. Вот почему многие фильмы можно было бы объединить под лозунгом "Любовь, не похожая на любовь, но все же любовь".