Петербург стал культурной столицей. Всерьез и надолго. Вот главный итог 2001 года. Этапные выставки сначала обкатывают в Русском музее или Эрмитаже. Потом их привозят в Москву-матушку. Или не привозят. Поэтому поезд Москва-Петербург стал главным транспортным средством критика.
Персоналка года - Малевич в Русском музее: яркая концепция, хорошо выстроенная экспозиция. В Третьяковской галерее показали только художников, близких Малевичу, - опять же по следам Русского музея (в Питере экспозиция "В круге Малевича" была второй частью проекта - приложением к работам самого Малевича).
Проект года - "Абстракция в России. ХХ век". Опять Русский музей. И 23 петербургские галереи. Только через несколько месяцев усеченный вариант "Абстракции" смогут увидеть москвичи.
За последнее десятилетие Русский музей и Эрмитаж пережили бурный рост. Русский прирос несколькими дворцами - площадь его экспозиций выросла необычайно, а Эрмитаж вскоре, кажется, займет все здания вокруг Дворцовой площади. И закон перехода количества в качество действует, если судить по нынешней выставочной политике двух крупнейших художественных музеев России. Москва постепенно возвращается к дореволюционному статусу - выставочной провинции.