Трудно сказать, что больше интересовало киноманов на фестивале французского кино - новый фильм Жан-Жака Бенекса "Приключения трупа" или тот факт, что скандальный режиссер сам приехал в Москву. После восьми лет молчания автор "Дивы" и "Луны в сточной канаве" разразился рождественской черной комедией. Видимо, таков социальный заказ. Франции по-прежнему хочется иметь картины нетривиальные, но для собственного выживания они должны быть зрелищными.
Временами "Приключения трупа" похожи на страшный и смешной сон по мотивам рекламных роликов. Микс праздничного антуража, сентиментальности и сногсшибательной иронии придает особый шарм истории о психоаналитиках и одиноких психах, не охваченных еще психоанализом. Сюжет закручен и перекручен, но, как выразился режиссер, "история без истории не имеет истории".
В Москве Бенекс старался наладить взаимопонимание с российскими журналистами. А что еще остается, когда дома критика лютует? "Они хотят предписывать, что и как надо снимать. Кстати, критика сейчас ругает даже "Амели" - например, за то, что в мире этого фильма напрочь отсутствуют гомосексуалисты и негры┘"
Другие подробности своей деятельности Жан-Жак Бенекс осветил в беседе с корреспондентом "НГ".
- Вы около восьми лет не снимали кино. Что такое творческий кризис?
- Вот хочешь снимать кино - а ничего подходящего для этого не находится. Это немного похоже на сексуальные проблемы. Чем меньше можешь, тем больше страха. И чем больше страха, тем меньше можешь. Я снимал документальные фильмы, учился играть на пианино (два с половиной года!), занимался живописью...
- В вашем фильме говорят пациенты, а психоаналитики - безмолвствуют.
- Мне всегда был интересен психоанализ, я три года учился медицине. Меня занимали проблемы дисфункций мозга. А что, в сущности, делают великие писатели? Что делает Мольер, Шекспир, русские литераторы? Они исследуют дисбаланс человеческой души┘
- Питер Гринуэй, приехав в Москву, сказал, что есть только две вещи, о которых стоит снимать кино, - секс и смерть. Ну и еще деньги. Ваш фильм кажется наглядной иллюстрацией мнения Гринуэя. Есть даже псих, который все время норовит сжечь денежные купюры┘
- У меня в фильме постоянно сталкиваются вещи священные и профанные. Важно, что персонаж, о котором вы говорите, изображает в Рождественские дни Санта-Клауса в супермаркете. Но Санта-Клаус - фигура священная. А в фильме в нем подозревают убийцу, потом он оказывается готовым пациентом для психоаналитика. Происходит крушение расхожего мифа.
- Кажется, вы добились того синтеза, о котором говорил организатор фестиваля Даниэль Тоскан Дю Плантье: сняли интеллектуальное коммерческое кино, легкое для восприятия. И самое красивое в нем - труп очаровательной героини...
- На самом деле актриса Элен де Фужроль очень целомудренна. Она не хотела браться за эту роль. Но вообще смерть играть интереснее, чем жизнь. А как вы воспринимаете этот образ трупа?
- Показательно, что труп совершенно не разлагается - ему не до того, с ним столько всего происходит. Такой "законсервированный" мертвец - стереотип массового кинематографа. Но у вас условность поп-культуры подана в абсурдистской стилистике.
- А представляете, до чего бы мы дошли, если бы я занимался демонстрацией процесса реального разложения! (Красноречиво изображает превращение лица в череп.) Всем давно известно, что секс и смерть взаимосвязаны, и есть такое извращение, как тяга к эротике в кладбищенском антураже. Никакого открытия я тут не делаю. На эту тему еще Батай писал.