Австралия - чердак мира, в том числе и экранного. Заглянуть туда позволила неделя австралийского кино, завершившаяся вчера в Киноцентре на Красной Пресне. Материк обзавелся кинематографом недавно, и потому с особым рвением отдается всем коммерческим жанрам. Страстно культивирует детское кино о любви к кенгуру, дельфинам и коалам, приключения "Крокодила Данди" и брутальные сериалы с обилием жестокого секса и плотоядного интриганства ("Возвращение в Эдем", "Шансы"). Прорывом стал мини-сериал "Вьетнам" (1987) с Николь Кидман и фильм Джейн Кэмпион "Пианино" (1993, Золотая пальмовая ветвь в Каннах).
Подбор фильмов для московской недели был явно продиктован сопротивлением традиционной экзотической мифологии. На открытии показали мистический натурализм "Любовной серенады" Ширли Баррет. На фоне мутной реки, сухой долины и непрезентабельного быта провинциального городишка разворачивается любовная драма. Бездушный и развратный радиоведущий обладает странными надрезами за ушами, из которых во время умывания выливается вода. Холодный безжалостный ловелас - разновидность рыбной породы. Панорама быта и нравов плавно перерастает в сказку о мести женщин существу, слишком похожему на обычного привлекательного мужчину.
"Парни" Рована Вудза, "Хвала" Джона Каррэна и "В поисках Алибранди" Кейт Вудз смачно и с мучительным нажимом рисуют картины социального неблагополучия Австралии. Выходя за пределы жанровости, австралийские режиссеры оказываются смелыми и несентиментальными. Они не боятся снимать кино о людях, которые даже не знают толком, какой должна быть достойная человека жизнь. Бедняки, эмигранты, больные, сироты, вдовы, мелкие преступники. Но и в этой унылой действительности австралийское кино готово подмечать безумно комические детали. Режиссеры рады нежно поиронизировать даже над самыми дорогими сердцу персонажами. Суровая трезвость сочетается с полным отсутствием пессимизма и скепсиса во взгляде на человека. Отсутствие изначальной запрограммированности на жизненный успех или провал - фирменный знак австралийского киногероя. n