Предки нынешних европейцев оценили бы фильм "Сексназ капитана Пантохи" особенно. Пару веков назад они имели о Перу чуть большее представление, нежели мы сейчас. Потому что помнили брутальные легенды о трудностях колонизации этой жаркой и строптивой страны. Шеридан даже написал шлягерную мелодраму "Писарро" о борьбе благородных перуанских дикарей со злодеями испанцами, увековечив в названии имя бледнолицего командира. Теперь в Перу наследники аборигенов и завоевателей мало похожи на воинов, доблестных или коварных. В "Сексназе┘" перуанец обрисован не только экзотически, но и безнадежно уныло. Перуанец понимается как социальное животное, имеющее право лишь на совокупление.
Капитану Пантохе поручают наладить бесперебойное обслуживание армейского подразделения проститутками. Брутальная, казалось бы, тема. Но режиссер Франсиско Х. Ломбарди обходится без драматизма. Ну, мелькают упитанные загорелые тела девиц, проходящих "отборочную комиссию". Ну, выстраиваются солдаты в очередь в ожидании приема посетительниц. Ну, зависают на экране пяти- и шестизначные цифры необходимых свиданий на душу военного населения. Математически деловой подход к армейскому сексу не создает индивидуальных проблем ни у проституток, ни у солдат. Массовка остается массовкой. Все довольны системой удовлетворения естественных потребностей. И возможно, именно поэтому комедийный образ армейского рая балансирует на грани депрессивной антиутопии.
На фоне золотистого марева утреннего солнца, щедрого и дразнящего тропического ливня, сказочной зеленой растительности и бесконечной жары становится особенно очевидно отсутствие знойности у двуногих. "Латинас" шокируют своей анемичностью. Секса полно, а страсти не наблюдается. В том числе и у главных героев. Подбородком и общим контуром лица пресловутый капитан Пантоха (Салвадор дель Солар) довольно внятно напоминает Шварценеггера. Однако вместо волевой собранности последнего Пантоха изумляет вечной растерянностью и безволием. Красавица Колумбийка (Энджи Сепеда) из сексназа может ему понравиться. Но единственное, на что хватает капитана, - это позволить героине заниматься с собою неуставным сексом в свободное от ее основной работы время. До выяснения отношений герои так и не доходят, несмотря на наличие у капитана беременной жены.
Героиню настигает как бы случайная, а на самом деле вполне закономерная смерть. Такой мужчина, как Пантоха (альтернатив ему режиссер не создает), не способен никого защитить, в нем нет инстинкта воина и интуитивного чутья опасности. Он не знает, что такое ответственность за чью-либо жизнь, - потому что жизнью здесь распоряжается государство. Сквозь бледные тени умильного love story проступают скорее мрачные очертания социальных нравов. Обыденное и плотоядное взяточничество доморощенных служителей массмедиа. Агрессивный голод по халявным удовольствиям у штатских местных жителей. Сухопарый скепсис хозяйки борделя, страдающей от убытков в своем малом бизнесе без надежной "крыши". Взгляд на женщину как на функцию мужского комфорта. Полнейший произвол и цинизм высших армейских чинов. И главное - паническое нежелание рядового среднего человека жить своим умом, иметь свое мнение, свои права и интересы.
В традиционных северо-западных фильмах секс, как правило, выступает аналогом свободы - всегда вожделенной, пускай иногда и чрезмерной, порочной, губительной. В фильме Франсиско Х. Ломбарди секс должен заменить свободу, которая человеку явно мешает. По-настоящему спокойно такой человек мог бы себя почувствовать в тюрьме - лишь бы женщин и мужчин содержали в одной камере.