0
832
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2001 00:00:00

Три мифа о кризисе

Тэги: кинематографист, съезд, кино


Отшумел съезд Союза кинематографистов, отзвучали речи. Было принято постановление о единстве СК России, об участии СК в формировании госзаказа и активизации в деле создания нового национального кинематографа. Однако что это будет означать в реальности, спрогнозировать сложно. Две трети речей на съезде, насквозь "лирические", демонстрировали аналитическую беспомощность перед новой капиталистической реальностью. Мифологизировались как причины кризиса кино, так и пути выхода из него.

Миф первый: во всем виновато телевидение. Съезд даже пытался сформулировать ноту протеста против ТВ. Особенно трогательно звучало сожаление об исчезнувшем образе положительного россиянина и о засилье на телеэкране негативных явлений. Хотя вообще-то искусству как раз и полагается говорить про нерешенные проблемы и негативные явления. Ругали телесериалы и то, что в них заняты "одни и те же" актеры. Но ведь это все равно наши лучшие актеры!

Кто-то сказал, что пора ввести плату за просмотр фильмов по ТВ... Хотя именно ТВ хоть как-то поддерживает связь не очень состоятельного зрителя с родным кино. И именно благодаря этой "дармовщине" создатели нашего кино пока еще пользуются всенародной любовью. При том что многие почувствовали бы себя обворованными, заплати они триста рублей за какую-нибудь "Лавину" в каком-нибудь "Ролане".

Александр Прошкин вопрошал: "Кто посадил гигантскую страну на иглу американской поп-культуры?" Но эта культура для того и создана, чтобы помочь расслабиться человеку, живущему в ситуации повышенной конкуренции, несправедливости, неуверенности в завтрашнем (да и в сегодняшнем) дне. И ужасаться засилью американского кино бессмысленно. Это психологическая неизбежность, а не казус коммерческой деятельности.

Второй расхожий миф: нужны фильмы, героями которых были бы представители "простого народа". Тогда, мол, в отечественном кино будет больше современной реальности. Но проблема в том, что наличие "простого народа" еще не гарантирует наличия на экране объективной реальности. Жанровые стереотипы поглощают любые социальные типы. Вот же, пожалуйста, снял Павел Лунгин "Свадьбу" - из жизни шахтеров. И кому стало легче от этих шахтеров, чей быт, еще куда ни шло, похож на русский народный, зато душа сродни примитиву американских комиксов?

Третий расхожий миф: нужны фильмы о новых ценностях. Киновед и социолог Даниил Дондурей печалился, например, о том, что нет в нашем кино достойного образа нового русского. Предпринимателя, который создает новую Россию. Почему страна у нас новая, а в кино выглядит как старая? Недоразумение какое-то. Однако трудно не заметить, что перемены в российской действительности происходят везде по-разному и укореняются неравномерно. Если не выезжать за пределы Садового кольца, еще может показаться, что "новизна" обрела тотальный характер. Но стоит выйти за МКАД - и киноностальгия по советской эпохе и ее ценностям сразу станет понятна.

Кинематографа, который проповедовал бы ценности западного индивидуализма, инициативного предпринимательства и личного процветания, у нас не будет, пока... Пока подавляющее большинство россиян не встроится в рыночную экономику на более или менее приемлемых для себя правах. Пока не сформируется средний класс вместо нынешней тонкой "средней прослойки". Пока актуальны патриархальные ценности, которые учат человека смиряться с тяжелой жизнью без всяких перспектив┘ Кстати, пока эти ценности поступают в мозги россиян преимущественно из американского кино - и не стоит так уж с ним бороться, желая приобщить Россию к достижениям западного общества.

Констатировали, что наша буржуазная революция не завершилась своим "Броненосцем "Потемкиным". Так вот, та революция, которая завершалась шедеврами Эйзенштейна, была народной революцией. А революция конца 80-х народной не была. Народ хотел свободы. А получил капитализм - совершенно для себя неожиданно и сам того не желая. И теперь к капитализму ему надо привыкать.

Не стоит забывать, что и благополучные Штаты не горазды в отражении своей объективной реальности. Не надо думать, что все американское общество состоит из голливудских полицейских, фэбээровцев, юристов, маньяков, врачей-экспериментаторов, мутантов, наркоторговцев, наркоманов, длинноногих, смелых и умных женщин, а также гениальных психов. И в американском кино процент киногероев, которые живут простой мирной жизнью, невелик. Да и вообще "вторая реальность" искусства выражает отношение человека к объективной действительности, а не отображает сам окружающий мир. В нашем кино ситуация осложняется тем, что этот мир изначально воспринимается и режиссерами и зрителями как враждебный каждому отдельно взятому человеку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
516
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2239
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1472
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1097

Другие новости