Если комедию "Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар" рассматривать как развлечение, на ней можно сразу поставить крест и штамп "просрочено". Правильнее будет отнести ее в разряд музейно-архивных экспонатов, ненароком честно запечатлевших свое время - для истории. Суть этого времени - в отсутствии вкуса к настоящему конфликту с Голливудом. Кино лишь играет в развенчание штампов и в независимость от стандартов фабрики грез.
Кевин Смит пытается создать двойную пародию - на блокбастеры, где все круто и всерьез, и на малобюджетные "культовые" приколы, где все превращается в смачную шутку и разухабистое кривляние. Верный признак того, что обе разновидности "убойного" кино - про суперменов и про дебилов - в очередной раз вошли в полосу кризиса. Однако ничего нового на горизонте развлечений не брезжит. И поэтому при всей своей иронии режиссер нет-нет, да и возвращается к патетике трюков и гэгов - на чистом автопилоте. Обезьяна, весело удерживающая над пропастью двух здоровенных болванов. Тройка порочных красоток, иногда слишком умело подражающих ангелам Чарли. Клинически тупые телекомментаторы, позаимствованные у "Очень страшного кино". Все это снято настолько любовно и технично, что пародия на Голливуд становится очередной рекламой Голливуда. Фабрика грез использует самоиронию в качестве консерванта - и создает еще один богатый набор вечных штампов.
Своим новым фильмом Кевин Смит завершает приключения придурковатой парочки, триумфально профланировавшей по его более ранним работам: "Клерки", "Тусовщики из супермаркета", "В погоне за Эми", "Догма". Но прощание с Джеем и Бобом заставляет опасаться, что ничего нового режиссер придумать не сможет. И придурки окончательно войдут в разряд вечных неприкасаемых архетипов, чья престижность актуальнее их поистрепавшегося обаяния.