ЭТИ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ проекты на первый взгляд абсолютно непохожи. Французская "Компани Кафиг" - хип-хоп в исполнении молодых парней "из народа". Ирландское представление Майкла Флэтли "Lord of the dance" - коммерческий проект на основе кельтской музыки и танца. Проекты объединила виртуозность исполнителей. В обоих спектаклях от тел танцовщиков, казалось, брызгали искры. И не сразу гасли.
Шоу-феерию Флэтли (в исполнении одной из четырех трупп, с 1996 года прокатывающих в разных частях света "Lord of the dance") показывали в Кремлевском дворце. Сам знаменитый герой "Риверданса" в Москву не приехал. На пресс-конференциях журналистов старались ошеломить цифрами и фактами успеха. В Скандинавии на шоу продают билетов больше, чем на хоккей. Для перевозки одних только костюмов для сорока артистов нужно шесть грузовиков. Музыка к спектаклю становилась лидером хит-парада журнала "Billboard" и до сих пор находится в десятке самых модных. И вообще это "самая популярная танцевальная постановка в истории".
А показано было короткое среднестатистическое шоу с незамысловатым либретто по мотивам ирландских легенд. Но поскольку никаких программок (по крайней мере на первом представлении) не было, боюсь, зрители не уловили национально-сюжетную суть происходящего. Если только на уровне, сообщенном журналистам на пресс-конференции: Хороший парень, он же главный танцор, в борьбе с Плохим парнем, стремящимся скинуть Хорошего с танцевального пьедестала. Есть две героини - девушка Хорошего парня и красотка Плохого. И еще какой-то персонаж в золотом - то ли эльф, то ли фея, то ли языческий бог. Лорд танца гибнет от козней, но все кончается счастливо. Сюжет, свет и цвет, как вы понимаете, лишь повод для кельтской чечетки. А уж она развертывается во всей красе: степ да степ кругом. Причем он и похож, и не похож на традиционный ирландский. Руки не всегда строго выпрямлены, как было в старину. Но скорость и синхронность скрещиваний колен, носков и пяток действительно впечатляет. И дроби каблуков - тоже. Втягиваешься в гипнотический ритм "айриш данс". Тут еще и поют, и играют на дудочках и скрипках. Жаль только, что спектакль начался с опозданием больше чем на час без каких-либо объяснений и извинений.
...Название у французов, выступивших на сцене Музыкального театра в рамках Фестиваля современного танца, происходит от заголовка первого спектакля труппы - он именовался "Кафиг" (клетка). Подразумевалось, что герои того представления освобождаются из клетки классического танца. Показанное в Москве буйство хип-хопа под названием "Реситаль" - это арабо-андалузские мелодии плюс ударник, сценический дым, клубы света в дыму и шесть пляшущих арабских молодцов из предместья Лиона в кроссовках, широких штанах и футболках. Самый интригующий момент спектакля - использование инструмента под названием "talk-box": это специальное устройство, с помощью которого можно менять звук, мимируя губами. В губы музыка поступает через усилитель и провод, конец которого человек держит во рту. Получается жуткий вой, замедление и убыстрение мелодии и вообще мистика.
Парни показывали большую сноровку в брейке (о, эти вращения на голове!) и дискретно-ломаном, роботообразном смерфе - составных частях хип-хопа. Если бы они включили в спектакль граффити (неизменная часть уличного хип-хопа), не сомневаюсь, что и в скороспелых рисунках они покорили бы зрителей: уж очень забористо держатся. Впрочем, зал и без того устроил овацию, отчего французы еще больше пожалели, что не могут, как обычно, вовлечь зрителей в танец: мешала оркестровая яма Музыкального театра. В какой-то момент в руках молодцов оказались скрипки, а поверх футболок появились фраки. Тем самым и в костюмах подчеркнута та же идея, что и в спектакле: ни любимый стиль танца, ни любое другое средство самовыражения - это не конец Вселенной. Во Вселенную входит еще много чего. Хорошая идея. Можно согласиться.