0
855
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Между Фиделем и СПИДОМом

Тэги: куба, фильм, диседент


АМЕРИКАНСКИЙ фильм "Пока не наступит ночь" рассказывает о кубинском писателе Рейнальдо Аренасе. Но картину не назовешь обычной биографией творческой личности. Аренас был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации. Но это и не сюжет о печальной судьбе гомосексуалиста. Писатель всю жизнь находился в оппозиции режиму Кастро и терпел преследования. Но и "политическая драма" - слишком локальное обозначение темы.

Фильм создан известным нью-йоркским художником Джулианом Шнабелем, который пока не боится ни штампов, ни вычурности, а потому делает кино, как ему заблагорассудится. У актера Хавьера Бардема есть звериная интуиция и органика, благодаря чему он идеально врастает в обстоятельства жизни, в характер - одним словом, в шкуру героя. "Пока не наступит ночь" снят по автобиографической книге Аренаса и действительно аналогичен роману, который воспроизводит картину мира целостно и многосложно.

Действие разворачивается как бы само собой. Здесь почти неощутимы режиссерская воля, как и процедура монтажа событий, ракурсов, планов. Этнография тропической деревни и грязных дорог Кубы. Телерепортажи о разоблачении врагов коммунизма. Ненавязчивый натурализм половых актов. Грязные слезы на измученном лице беглеца, уплывшего со своей родины на шине по темному ночному морю. Игра в мяч на тюремном дворе. Радостный проезд на крыше автомобиля мимо неба и небоскребов Америки, под мелким снегом - в запоздалой эмиграции. Пакет с надписью "I love N.Y." на лице поэта, только что задохнувшегося под ним.

Кажется, что экспрессия экранного повествования принадлежит не почерку Джулиана Шнабеля, а отображаемой жизни. Протест против тоталитаризма показан без традиционной публицистики, он стихиен и внеидеологичен. Личность поэта оказывается просто-напросто более разнообразной в своих проявлениях, чем государство подавления. А потому не может ни стать лояльной режиму, ни всерьез посвятить себя диссидентству. Рейнальдо Аренас страдает от идеологических преследований - но продолжает греться на пляже, купаться в море и оставаться обычной нищей богемой. В тюрьме от Аренаса добиваются покаянных писем и держат в тесном склепе. Однако Аренас конфликтует не только со стражами режима, но и с матерью, пришедшей на свидание к сыну. Он никак не устанет и не запросит о жалости.

Режиссер исходит из того, что натуру героя не следует объяснять всецело политическими воззрениями, а судьбу - общественной ситуацией. Гомосексуализм в жизни Аренаса возникает и прививается сам собой, как часть обыденного уклада. И не носит провоцирующего оттенка. Это режим Кастро пытается сделать из гомосексуализма явление и выдает его за разновидность диссидентства. Сами же герои, конечно, иногда занимаются "порочным" сексом. Но им не до секса. "Кто будет мужчиной? - Давай ты, у тебя больше опыта". Символический диалог. Герою хочется доверяться чьей-то силе, а не опекать чью-то слабость - потому что всерьез он думает не о наслаждении, а о выживании.

Джонни Депп - сразу в двух ролях - возникает как два гротесковых лика власти. И оба до идиотизма эротичны. Первый - официальный. Это зализанный красавчик-военный в тюрьме, который допрашивает Аренаса так, словно думает постоянно о каком-нибудь разврате. Второй лик - сугубо приватный, нелегальный, эпатажный. Это размалеванный и расфуфыренный трансвестит, переправляющий из тюрьмы на волю запрещенные рукописи в своем заднем проходе. Путь к публикации не только экстремален и драматичен, но родствен фривольному фокусу и разнузданно комичен. Враг и "волшебный" помощник возбуждают и интересуют поэта как люди, владеющие ситуацией.

Показательно упоминание в "Пока не наступит ночь" испанского плутовского романа XVI века "Жизнь Ласарильо с Тормеса". У его героя действительно много общего с кубинским писателем. И бесконечные беды - и восприятие своих мытарств как полноценной судьбы, а не проклятой участи. И Ласарильо, и Рейнальдо не могут быть пессимистами. Ведь сам факт жизни вопреки абсолютно нечеловеческим ее условиям уже позитивен.

Поэтому в центре фильма не столько душевные терзания героя и уж точно не "борьба", а последовательное стремление Аренаса выбиться в люди из самых низов общества. Этим продиктовано и начало литературного творчества - надо делать то, что получается, и тогда кто-нибудь тебя заметит и тебе поможет. Этим же мотивирована спонтанная оппозиционность Рейнальдо - надо жить в гармонии со своей внутренней человечностью. Это поможет больше выразить на бумаге.

Для такого героя единственно страшен и непоправим лишь конец жизни. И поэтому столь томительно мрачны американские эпизоды умирающего от СПИДа Аренаса. Вбирая в свою биографию всевозможные страдания человека, Рейнальдо Аренас успевает стать жертвой и универсальной напасти ХХ века, не щадящей ни граждан цивилизованной демократии, ни мучеников тоталитаризма. Смерть вне политики предстает более жестокой и неотвратимой, чем кошмары кубинского террора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
524
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2248
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1476
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1103

Другие новости