0
1487
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2001 00:00:00

Пианист - это вам не пианистка

Тэги: мелодрама, лавина, соловов


ПРЕМЬЕРНЫЙ показ любовной мелодрамы "Лавина" Ивана Соловова состоится завтра не где-нибудь, а в Государственном Кремлевском дворце. Столь "тонкая" разборчивость пресс-службы КДС вызывает недоумение: все-таки солидное учреждение. "Сибирского цирюльника" когда-то показывали - все-таки высокопрофессиональное и высокопатриотическое кино.

По каким же причинам "Лавина" автоматически обретает статус "государственной", "общегражданской" премьеры? В центре фильма - история известного пианиста Игоря Месяцева. Но тогда почему было не показать в Кремле "Анну Павлову", "Манию Жизели" или "Дневник его жены"? У нас много картин про знаменитых деятелей культуры. Но не все они, да и не каждый крупномасштабный фильм на общественно-политическую тему попадет в КДС.

Может быть, речь идет о каком-то заведомом шедевре гарантированного гения? Режиссер Иван Соловов снял когда-то "Адмирала Крузенштерна", "Караван смерти", "Черный океан", "Горячую точку" - картины, мягко говоря, не самые популярные. О том, что сценарий написан Викторией Токаревой по ее же одноименной повести, лучше не упоминать - все равно манеру Токаревой тут не узнать. Режиссер монтажа "Лавины" - Исабель Деванк, работавшая на фильмах Ларса фон Триера "Рассекая волны" и "Танцующая в темноте". А звукорежиссер Патрис Гризоле создал сложную звуковую партитуру в "Никите", "Леоне", "Индокитае". Однако, чтобы применить даже самый великий талант, надо иметь что монтировать и что озвучивать.

Зато бюджет "Лавины", как гордо написано в пресс-релизах, составляет два миллиона долларов. Для некостюмной российской мелодрамы без спецэффектов и многотысячной массовки это, наверное, неплохо. И наверное, из этой суммы можно выкроить кое-что как раз для аренды Государственного Кремлевского дворца. У нас же теперь эпоха свободной коммерции. Красиво жить не запретишь. И если у съемочной группы была возможность слетать во Францию, чтобы наснимать парижских видов для самых проходных пустейших сцен, так почему бы потом не показать это в Кремле?

Впрочем, для самого фильма куда важнее координаты не пространственные, а эстетические. "Лавина" попадает в прокат после "Пианистки" Михаэля Ханеке и "Подари мне лунный свет" Дмитрия Астрахана. Соловов выглядит, как сладкий и неуклюжий эпигон Ханеке и Астрахана сразу. Невероятно, но факт.

От Ханеке остается профессия главного героя - пианиста Месяцева (Александр Феклистов), а также его патологические сексуальные влечения. Месяцев стоит напротив длинноногого мертвого тела соседки. При ее жизни он не успел ее изнасиловать, как мечтал, а теперь вот с кислым видом подавляет свое подсознание. Сразу понятно: режиссеру "слабо" дойти до психологического сюра. Эпизод обещает слишком много, слишком робко - и напрасно. Ну начал бы уж Месяцев, что ли, мучить свежий элегантный труп... А то ведь так - одно режиссерское баловство с "атмосфэрой" психоза.

Голос мертвой зовет героя по ночам с тупым и простецким занудством, которое нам выдают за инфернальность. Месяцев пыхтит, привстав на супружеском ложе, - и никуда не идет. На этом тень Ханеке заканчивает свое бесславное прозябание в "Лавине". Режиссер явно собирался сделать мощную экспозицию, погрузившись в изнанку сознания известного и благополучного музыканта. Но тут же перепуганно вынырнул на поверхность и опрометью бросился спасаться в дебри прозаических общих мест.

И тут уже о своих правах заявил обыденный мелодраматизм в духе Астрахана. В исполнении Анны Каменковой даже банальные истерики покидаемой жены выглядят непротивно. Нина Гребешкова с мужественной невозмутимостью играет сострадательную тещу. Михаил Козаков упорно ведет роль друга Месяцева на полутонах и держит глухую оборону от всего остального фильма - в своих эпизодах. Но эти добротные работы накрывает лавина китча.

Слишком много "развесистой клюквы" растет в каждой сцене. Похоже, фильм делали авторы, не представляющие, что значит просто жить, сильно любить, страдать и быть творческими людьми. Иван Соловов изо всех сил стремится к выразительности и разноплановости. Но самые запоминающиеся эпизоды оказываются либо слишком стереотипными, либо слишком вычурными - и всегда неправдивыми.

Страсть здесь - это когда мужчина овладевает почти незнакомой (наверняка роковой) женщиной прямо на снегу в зимнем лесу. Эротика - это когда новая знакомая пианиста гуляет по территории подмосковного дома отдыха в мехах, но не в колготках, а в чулках: чтобы поэффектнее задрать в кадре подол и занять весь крупный план голым бедром. Поэтическая красота - это когда вместо истории души персонажей нам тычут гроздья рябины под снежными "шапочками", как в пейзажных заставках на советском ТВ.

А сам Месяцев, конфузясь вместе с интеллигентным актером Феклистовым и тужась от косноязычной патетики сценариста (неужели это Виктория Токарева?), бормочет что-то про "лавину" своих чувств. Даже в эпоху романтизма живые люди стеснялись выражаться столь приторно и искусственно.

Конфликты здесь - это когда любовница хамит пианисту, сын пианиста хамит родителям, врачам и психам в психушке. А пианист хамит сыну. Второстепенные же персонажи в меру такта успокаивают главных и читают им краткие лекции о смысле жизни.

Вслед за "Лунным светом" Астрахана в наш прокат выходит еще одна картина о человеческой катастрофе. Возможно, так рождается новый сюжетный лейтмотив - как бы коряво он ни воплощался. Схема драматизма здесь примитивна. В жизни преуспевающего героя появляется нечто внеплановое - "неуставные" любовные отношения. Это страшный эмоциональный стресс, от которого человек тут же слетает с катушек. Его родные (а может, и он сам) попадают в беду. У Астрахана муж и жена травились снотворными таблетками и попадали в больницу. У Соловова гибнет сын пианиста. Раздавленный герой готов без сожаления выбыть из деловой и профессиональной деятельности, расставаясь со всеми своими завоеваниями.

Мораль таких историй неутешительна. Либо работа - либо чувства. Полноценная, сложная личная жизнь героя несовместима с его делами. И острее всего от этого страдает режиссер. Астрахан вовремя не выбрал, про кого он снимает - про телезвезду или про ревнующего мужа. Соловов не смог решить, о чем речь - о кризисе музыканта или о беде обманувшегося мужчины и убитого горем отца. Но не под силу режиссуре оказалось и соединить драматизм интимной жизни героя с его общественным статусом и творческой натурой. Создавать универсальных героев и снимать универсальные сюжеты про жизнь человека в общем и целом у нас постепенно разучиваются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
504
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1456
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1087

Другие новости