ФИЛЬМУ "Подари мне лунный свет" сопутствовали трагедии и конфликты. Роль Николая Еременко стала для актера последней. В титрах фильма отсутствуют имена его создателей - Дмитрия Астрахана и Олега Данилова - из-за их разногласий с продюсерами. Однако сам фильм не трагичен и не скандален.
Смотреть его любопытно вовсе не из-за сюжета или авторских откровений. Просто все время пытаешься сообразить, для кого же он снят. Понятно, что Астрахан и Данилов не мечтают войти во всемирную историю кино, а работают на непритязательную широкую аудиторию. Однако возникают смутные сомнения даже и на этот счет.
Конечно же, идеальный зритель Астрахана - чувствительный и нециничный человек. Ему должно быть интересно смотреть про вечные чувства. Про любовь и измены. Так и видишь пожилую пару, которую тошнит от боевиков. Для которой главное зрелище - отношения Мужчины и Женщины.
Однако тему адюльтера и его последствий Астрахан с Даниловым преподносят без лирической тонкости, без оригинальных деталей, без искристого остроумия, без философской глубины - вообще без всего. В самых общих чертах. Картину уместнее было бы назвать "Трое дураков и усталая женщина" или "Ты у меня не одна".
Вот вам муж в исполнении Николая Еременко, вот жена в исполнении Наталии Андрейченко. Оба актера очень неплохо выглядят. Оба не халтурят. Вот их герои друг с другом ссорятся. И смотришь на это без перебивок, пока не наступит конец фильма. Те, кому таких зрелищ вполне достаточно, могут получать их, не выходя из дома: сериалов достаточно. Те, кто знает толк в жанрах любовной драмы, мелодрамы и комедии, выберут что-нибудь погорячее, поизящнее, потрогательнее и поразнообразнее.
Ах да, пардон. Астрахан снимает кино не для аристократов духа, а для простых людей. Им нужны не сложные характеры, не многогранные ситуации, а чтобы все без затей и про "нашу жизнь". У Астрахана действительно все без затей, но до обычной жизни он так и не добирается. Только мелькнет фигура случайного попутчика, инженера с кондитерской фабрики (Владимир Гостюхин) - и уже становится легче дышать. Появляется живой реальный человек, а не условный персонаж. Который еще способен радоваться возможности прокатиться в СВ. Который еще в состоянии быть пьяным лишь слегка, а не превращать алкоголизм в дивертисмент. Который еще верит, что ему может обломиться такая замечательная чужая жена. И жалеешь его за такую глупость, и уважаешь за чистоту души. Но этого героя Астрахан держит на самых задворках сюжета.
Возникнет юная любовница главного героя (Олеся Судзиловская) - и станет интересно ждать, какие амбиции проявятся у девушки с внешностью рекламной примы. И как она будет их воплощать. Или терпеть фиаско. Но и для остро современной красотки Астрахан не приберегает ничего, кроме нескольких крупных планов. Создавать человеческий фон из ярких эпизодических лиц режиссер явно не намерен. Создавать среду обитания для главных лиц - тоже.
Куприянов (Еременко) с женой живут в богатом, но типовом дизайне, в который сейчас селят всех киногероев. Продукты не покупают, ничего не едят, пьют слабо, почту из ящика не вынимают, ни с кем особо не общаются. Жена у телезвезды Куприянова нигде не работает и практически никуда не ходит. Бытовой и социальный вакуум - вот жизненное пространство главной пары героев. И поэтому всем, кто любит узнавать в кадре свой "родной" мир, лучше искать его где-нибудь не здесь.
Но тогда, быть может, это кино для тех, кому интересна кухня телевидения? Однако шоу вручения телепремий - нечто вроде ТЭФИ - имеет весьма заштатный нестоличный вид. И становится совсем уж неловко, когда Куприянов в прямом эфире, надеясь, что жена его смотрит, продолжает "на всю страну" выяснять семейные отношения. А пережив домашний конфликт, отказывается от авторской программы. Обе эскапады героя психологически глубоко недостоверны. На личные проблемы успешные профессионалы реагируют как-то иначе. И уж точно не отказываются от работы.
Поставив в центр ярко социального героя, да к тому же профессионала, да еще из сферы массмедиа, авторы фильма продолжают играть по правилам мелодрамы про сугубо частных лиц. В результате разрушаются остатки правдоподобия, и мелодрама становится глубоко старомодной. "Подари мне лунный свет" - фильм для людей, которые не только не нуждаются в высоком искусстве, но не знают и не хотят знать ничего о нынешней жизни. Фильм для тех, кто выпал из нашего времени. Но такие люди и в кино вряд ли ходят.
Кто же тогда может посмотреть "Подари мне лунный свет" не без удовольствия? Скорее всего тот, кто уже приобщился к другой мелодраме - "Лавине" Ивана Соловова. После этой картины, премьера которой пройдет в пятницу в Кремле, творение Астрахана и Данилова покажется глубоко психологическим и почти элитарным кино. Чем темнее ночь, тем ярче светят звезды. На беспросветном фоне "Лавины" начинаешь ценить душевное тепло и режиссерское ремесло "Лунного света┘"