БЛОНДИНКА - святое святых Америки. То, что называется "демонстративная" женщина и заведомо эстетическое существо. Если бы комедия "Блондинка в законе" Роберта Лукетича не обыгрывала цвета волос своей героини, фильм был бы достоин лишь краткого упоминания. Традиционный американский юмор, дежурный оптимизм и идеология жизненного успеха. Больше ничего. Но режиссер нащупал тот порог, за которым банальность получает почетный статус архетипа. Сделав Риз Уизерспун исполнительницей главной роли и заставив ее героиню вовсю рефлексировать о своей внешности, Роберт Лукетич выдал очередную реплику о судьбе Блондинки в Америке и в кино. Его фильм автоматически заслужил себе аналитический абзац во всех энциклопедиях по кинематографии. Трудно и нам удержаться от своего пассажа на заданную тему.
Самой блистательной и беззащитной блондинкой Голливуда навсегда останется Мэрилин Монро. Она явилась пьянящим коктейлем из абсолютной сексапильности и душевной уязвимости. Она превратилась в кумира, но так и ушла из жизни несчастной. За это вся американская нация на подсознательном уровне всегда будет чувствовать свою вину перед прекраснейшей из женщин. Самой недосягаемой и властной навсегда останется Марлен Дитрих. В ее эротизме ощущалась надменность Снежной королевы, которая не нуждается ни в ком. За это Марлен Дитрих всегда будут восхищаться и немного ее побаиваться.
Во второй половине ХХ века пришли новые светловолосые красавицы. Они старались делать вид, что они такие же, "как все" остальные звезды. Они старались быть универсальными. Но, кроме того, в них сохранялась какая-то особая живучая породистость. Мадонна, которую практически невозможно сломить, победить или просто всерьез обидеть - и которая даже не боялась щеголять в черном парике. Ким Бейсинджер, которая с легкостью совмещала в себе амплуа любовницы и амазонки-воительницы. Женщина-кошка Мишель Пфайффер, органичная и в сугубо массовом fantasy, и в серьезном кино. Шарон Стоун, которая покоряла и погружала в безумие одним своим безупречным внешним совершенством. Наконец, следствием этой голливудской закалки стали все три Никиты - от Анн Парийо и Бриджит Фонды до Петы Уилсон. А в первом ряду звезд явно не поместились Теа Леони и Мег Райан, слишком свои "в доску", поистрепавшие свой белокурый шарм.
Но вот народились и совсем юные поколения blonde. Мина Сувори единственная, со своей красотой по-американски, явно помнит каждую минуту о Монро и как бы претендует осуществить "второе пришествие" Мэрилин. Это делает ее слишком прямолинейной и нескромной. Шарлиз Тэрон ("Знаменитость") иногда слишком задается, забывая, что у нее нет голоса Дитрих. Остальные соратницы по самой женственной масти чувствуют, что их развелось слишком много - есть опасность, что к блондинкам привыкнут и разучатся их ценить. Поэтому совсем молодая поросль стремится запоминаться не цветом, а достоверной эмоциональностью - как Эрика Кристинсен ("Траффик"), Лесли Бибб ("Черепа"), Кейт Хадсон ("Почти знаменит").
Рене Зеллвегер вообще игнорирует свои светлые волосы и блондинкой себя не осознает. Кэмерон Диас всегда готова примерить очередной парик и поменять цвет. Кирстен Дунст ("Вирус любви") может на голубом глазу изображать неудачницу, которой трудно быть замеченной. Сара Мишель Геллар как бы готова смириться с тем, что она сначала модель, а потом немножко актриса. Кейт Мосс тоже явно подпитывает свой оптимизм успехами в качестве супермодели. А Гвинет Пэлтроу и Джульетт Льюис так напрягаются в кино, словно знают, что скидок за внешность им не будет.
На этом фоне изящная "пышечка" Элль Вудз, которую играет Риз Уизерспун, выступает просто фанатичным идеологом женственности и светлых волос. Весь фильм она доказывает, что это совместимо с интеллектом, остроумием и, главное, деловой хваткой. Она хочет остаться трогательной и сексапильной, как Мэрилин Монро. Но стать непотопляемой и независимой. Она начинает как покинутая красотка, а заканчивает свою историю как успешный человек. От love story "Блондинка в законе" тихо дрейфует в сторону сюжета о карьере. Картина заканчивается не свадьбой, а торжественной речью блондинки на выпускном вечере в Гарварде. Не каждая женщина сочтет эквивалентной такую замену одной победы на другую.
Образ блондинки проделал феноменальный зигзаг и стал образом Профессионала высшей марки и универсальной личности. Героиня спасла от тюрьмы другую блондинку, которую сыграла блондинка Али Лартер "Призрак дома на холме", "Пункт назначения"). И тем самым дала урок всем, кто отказывался видеть в блондинках полноценных людей. За все за это Элль Вудз пришлось заплатить верой в то, что без любви невозможно жить. Оказалось, очень даже можно. Пожалуй, раньше так не позволяла себе думать в романтических комедиях ни одна блондинка, да и подавляющее большинство брюнеток, кроме совсем уж отпетых. Если так будет продолжаться и дальше, именно блондинка может стать в скором времени парадоксальным символом феменизма. Тем более что темноволосые звезды упорно борются за лидерство в любовной теме.