ПЬЯНАЯ женщина - страшная угроза. Главным русским событием Арт-Форума стал перформанс Елены Ковылиной на вернисаже выставки Роберта Раушенберга в галерее "Фолькер унд Фройнде". Дополнительные мероприятия часто интереснее основной программы. Берлинские галеристы стараются приурочить свои вернисажи к Арт-Форуму. На этот раз один из них стал триумфом московской художницы.
Сначала - орден. Потом - глоток водки. Дальше - танец с незнакомым кавалером. Все это под немецкие классические шлягеры с ностальгическим душком. В темном дворе, освещенном одним прожектором да еще фотовспышками и светом из соседних окон. Так выглядел перформанс Елены Ковылиной. Но это только внешнее описание. Психологическая суть в том, что художница дала каждому мужчине почувствовать себя жертвой. Проходя мимо рядов вернисажной толпы, она выбирала одного и затем выхватывала на танец. И так до конца бутылки. Момент ожидания был самым напряженным - каждый мужчина ждал с ужасом: не меня? не меня? И чем пьяней была художница, тем чаще немцы бочком пробирались к выходу со двора. Их испуг был очевиден. Так русская вакханка завоевала Берлин. Увы, про русские галереи этого сказать нельзя.
На Арт-Форуме в этом году - две русских галереи. А в прошлом году было пять. Елена Селина, чья XL-галерея была в том году, делает ремонт, перед тем как открыть новое выставочное пространство, Владимир Овчаренко ("Риджина") предпочел ярмарку в Кельне - как правило, более коммерческую, а галерея Врублевской просто растворилась в неизвестности. Осталось только двое: "Айдан" из Москвы и "Арка" из Владивостока. Вот реальный показатель русского участия в европейском арт-рынке нового столетия: две отечественные галереи на 170 участников из 27 других стран. И ни одного нового галериста из России.
Матрешки - экспортный вариант русской культуры. На стенде венской галереи "Меццанин" выставлены фотографии Анны Ермолаевой: знакомые куклы в новых ракурсах. Но Ермолаева - скорее австрийская художница, чем русская. Она работает для западного зрителя. Матрешки всегда в цене. И чем ближе русский художник к "матрешечности", тем больше у него шансов быть принятым за "русского художника". На стенде "Айдан" - Сергей Шутов. Его серия "Нимбы" - ряд из черно-белых работ: в них использован один из принципов иконы, а классическая православная символика перемешана с современной. Шутов интерпретирует заново образ Спаса Нерукотворного и т.д. Так он продолжает свою работу с религией - на Венецианской биеннале в этом году его инсталляция была составлена из молящихся "фигур", покрытых черным покрывалом (они то поднимались, то опускались), телевизоров (на экранах - разноязыкие молитвы) и динамиков (из них разносились слова молитв). Так русская "тяга к духовности" появляется вновь. Жив, жив заказ на "матрешечность".
Больше всего московских художников - на стенде галереи "Кринцингер" (Вена). Игорь Мухин с московскими фотографиями. Валерий Кошляков с небольшими работами, сделанными при помощи цветного скотча. Дмитрий Гутов - с фотографией, посвященной Курбе. И никакой "матрешечности". Основные конкуренты российских галеристов - западные, которые начинают работать с нашими художниками так же, как с их европейскими коллегами. Без скидок на экзотику.
* * *
Галерея "Арка" - одна из двух галерей, которые есть в городе Владивостоке. Она была организована в 1995 году. Обозреватель "НГ" побеседовал с галеристкой Верой Глазковой:
- Вы уже не первый раз участвуете в Арт-Форуме?
- Да, это наше второе участие в международной берлинской ярмарке.
- А как вы начинали?
- Когда я первый раз участвовала в ярмарке, это был 2000 год, "Арт-Москва". И там я познакомилась с Фолькером Дилем, от которого получила приглашение на берлинскую ярмарку: взяли работы наших художников, был экспертный совет, он и пригласил к участию.
- Удачно? Я имею в виду коммерческий успех?
- Нет, коммерческого успеха пока ожидать не приходится. Но интерес зрителей, интерес прессы был большой - много интервью, обсуждений, о нашем стенде даже писали немножко в немецких газетах. А коммерческий успех... Одну работу у нас купили в прошлом году.
- Это не окупит даже одного авиабилета...
- Как сказал один известный художник, мы приехали сюда, чтобы потратить деньги. Получается, что мы не можем их вернуть. Участвовать ли? Мое твердое убеждение: если сидеть на месте и работать в рамках одного города, то ничего происходить не будет - не будет процесса. Поэтому я буду стараться и дальше - может быть, выберу еще какую-то ярмарку.
- А вы с собой привезли покупателей из Владивостока?
- Из Владивостока я, конечно, никого не привезла, потому что во Владивостоке вообще не покупается современное искусство и рынка современного искусства нет. Я думаю, мы работаем с целью популяризации творчества художника и, возможно, на будущее - воспитываем своего коллекционера. У нас город небольшой, но очень много художников - есть же академия, которая выпускает их каждый год. Каждый имеет своего покупателя, ценителя или ищет его постоянно. Но в основном все живут достаточно сложно. Я, наверное, первая занялась современным искусством, пытаясь определить его сферу в своем родном городе, и сделала попытку представить его на международной выставке.
- Вы уже осмотрелись на выставке? Как могут чувствовать себя владивостокские художники на международной сцене?
- Это мой первый вопрос и первое желание - понять, как наши художники чувствуют себя в европейском контексте. Мы не позади и не впереди, а в стороне.
- Вы говорите, что Япония и Корея вам ближе, чем Москва. Почему?
- Потому что наши художники там чаще выставляются, чем в Москве. Особенно последние 5 лет.
- С чем это связано? Их меньше приглашают в Москву?
- Их вообще не приглашают в Москву. Мой выезд на ярмарку "Арт-Москва" был во Владивостоке событием. Как это - художников, причем таких, которые выставляются в негосударственной галерее, - выставили в Москве? Союз художников иногда проводит выставки своих мэтров в Москве, но это так редко - единицы художников попадают туда, а молодых художников у нас достаточно.
Зато у нас есть ежегодные выставки 4 территорий - Корея, Япония, Китай и Владивосток, которые проходят в одном из городов этих территорий. В этом году была замечательная выставка в Музее современного искусства города Тояма. Тояма - это почти Владивосток по размерам, но у них есть замечательный Музей современного искусства, и там все наши художники, которые активно работают, выставляются.
- А сейчас ваши художники приехали?
- Нет, это очень дорого. Они могут поехать, только если их пригласят и оплатят им дорогу. В прошлом году я помогла своим художникам, а в этом году - уже не в состоянии. Это очень дорогое удовольствие.
Берлин