0
790
Газета Культура Интернет-версия

13.09.2001 00:00:00

По третьему кругу

Тэги: мхат, театр


ТЕ, КТО сомневался в наступлении новой эпохи во МХАТе имени Чехова, могут расслабиться. Она действительно наступила. "Кабала святош", пьеса для МХАТа многострадальная и потому всегда этапная (это уже третья ее постановка в театре), окончательно подтвердила избранную художественным руководителем линию: качественный коммерческий театр.

За качество здесь отвечают, да и под словом "коммерческий" не подразумевают ничего плохого. Во-первых, это означает наследование традиций: МХТ Станиславского и Немировича был товариществом на паях, ООО, грубо говоря. Ну а, во-вторых, как говорит Мольер Табакова, "платит партер тридцать су" - определенная финансовая самостоятельность еще ни одному театру не мешала.

В программке указано, что "Кабала" - "пьеса из музыки и света". Так определял ее сам Булгаков. Политические аллюзии наросли уже потом, и сегодня театр решил сбросить их, как старую кожу, и сыграть пьесу как романтическую драму, где выверены все составляющие: смех и слезы, звук и свет. Здесь после проваленного убийства Мольера зло и весело плюются Архиепископ и королевский мушкетер. Здесь по-античному строго и высоко звучит партия Мадлены Бежар (Ольга Яковлева), каждый выход на сцену которой - трагическая вставная новелла. Притча, рассказанная чисто, ясно, просто. Яркой кометой эпизода сияет и роль Справедливого Сапожника (Владимир Кашпур), оставляя полынно-горькое послевкусие от величия уходящего поколения старой актерской школы.

Спектакль 1988 года, в котором Мольера играл Олег Ефремов, а Людовика XIV - Иннокентий Смоктуновский, был насквозь пропитан булгаковской горечью. Ее нет больше. В новом спектакле царит отреставрированный Мольер - уютный, лаковый, крестово-купольный. Простой, человечный, с мягким прищуром - хоть сейчас рисуй его лицо в простой оправе. Диалоги с королем - сплошная благодать. Бунтовщик Мольер ужинает с ним запанибрата, стелет ему постель. Все политкорректно, углы противостояния власти и художника сглажены, интонации выверены и артикулированы.

Математическая гармония "Кабалы" напоминает составленные на компьютере песни группы Scorpions: слезные железы миллионов срабатывают безотказно, сердце ритмично сжимается в спазмах. Даже Юрий Хариков придержал свою неуемную барочную фантазию и придумал декорации почти минималистские, с уклоном в простую геометрию евроремонта. Белоснежные ширмы-гримерки на авансцене кокетливо распахиваются и задвигаются, то пряча, то открывая любопытному взору закулисные тайны и театральные романы. Великолепные яркие костюмы пошиты из модной ткани, вся Москва шуршала летом юбками из такой же - и определение этой трагической буффонады как блестящего костюмного театра здесь вполне уместно. Сочная упаковка работает на главную идею: зрителя должно быть много, зритель должен отдыхать.

Андрей Ильин, играющий Людовика XIV (и известный телеаудитории как "муж Каменской"), смотрится образцовым "белым воротничком" и напрочь лишен монаршей лихости и дури. С таким особенно не повоюешь - даже в молчании он до крайности интеллигентен, и ходы у него все записаны. Вместе с Архиепископом, главой Кабалы Священного Писания (Борис Плотников) они составляют пару "добрый следователь-злой следователь". Пока король кормит Мольера пряником - разрешает играть в Пале-Рояле и ставить там вольнодумный "Тартюф", Архиепископ готовит кнут: ищет на Мольера компромат и находит его в достаточном количестве. Но не следствие убьет драматурга, а актерская судьба, которая здесь однозначно трактуется, как простреленная на лету. Раздумчивые слова Лагранжа, верного летописца мольеровской труппы, из спектакля убрали:

- Что же явилось причиной этого? Как записать? Причиной этого явилась ли немилость короля или черная Кабала?.. (Думает.) Причиной этого явилась судьба. Так я и запишу. (Пишет и угасает во тьме.)

Меру отождествления себя со своим героем Табаков предоставляет каждому определить самостоятельно. Оставляя себя настоящего при себе. И хотя пафос диссидента Табакову немного жмет и морщит, перед тем как упасть замертво на сцене в финале, он говорит негромко и повелительно: "Партер, не смеяться!" - и по спине бежит нешуточный холодок.

Москвин, игравший Мольера в спектакле 1936 года, признавался, что ему трудно произносить многие реплики: казалось, что говорит о себе. С тех самых пор "пьеса из музыки и света" и стала "движущимся зеркалом", в котором отражается - ни больше ни меньше - жизнь страны и положение самого МХАТа. В нынешнем же спектакле - как настаивает Олег Павлович в программке - пишут, как дышат, играют, не стараясь угодить. Никому, кроме зрителя, который (касса подтверждает) очень доволен.

В булгаковском романе "Жизнь господина де Мольера" на весь Париж гремел балаган Кристофа Контуджи, развернувшего с труппой буффонов спектакли, в которых продавалась лекарственная всеисцеляющая кашка, получившая название "орвьетан", помогающая и от чахотки, и от чумы, и от чесотки. Контуджи знал секрет: народ в восторге валил к нему валом.

Сегодня возвращение театру его исконной площадной функции - быть зрелищем, а не полем для подковерных битв, - воспринимается болезненно. Тем временем новый программный спектакль МХАТа - настоящее театральное зрелище, остойчивое и крепко сбитое. Волей той самой актерской судьбы, что когда-то вела Мольера, на главной драматической сцене страны Табаков формирует вкусы широкой публики в жанре театрального мейнстрима. Насколько поможет его "орвьетан", покажет время, но пока все за него.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
598
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2319
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1529
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1161

Другие новости