Табаков
СТО ЧЕТВЕРТЫЙ сезон открылся "Кабалой святош" по пьесе Булгакова. Пьесой, ставленной на этой сцене уже дважды: первый раз - при жизни Михаила Афанасьевича, второй - при жизни Олега Николаевича. Ефремов тогда играл Мольера, а Табаков - Бутона. Ефремов умер, и Табаков как бы занял его место. В театре и в пьесе. Занял "как бы"! Только как бы - у Табакова другое место. Он просто не может быть вместо, он способен только вместе. Или же сам по себе. В этом его главная роль.
Табаков пришел в театр, и все зашевелилось, задергалось, затикало, затрещало. Не по швам затрещало, не от натуги, не с перепугу. МХАТ ведь не лубяная избушка, да и Олег Павлович - не олимпийский мишка. Затрещало, потому что заработало. Включилось наконец-то. Поменялись унитазы в ватерклозетах, сменились репертуарные программки, втрое, кажется, увеличилась выручка от продажи билетов.
Глядя на Табакова во МХАТе, чудится, будто - оп! - настала другая эпоха. Вот пришел ОП - и вновь сюда потянулись толпы изумленных, влюбленных в кулисы негоциантов. Ищущих театр - истинный, истинный театр - как Индию, как Эльдорадо. Правильно кажется. И знаете почему? Потому что Табаков, ненавидящий отчего-то прозвище своей знаменитой студии, все-таки именно табакеркой призван управлять. Не храмом искусства, не ворожбиным действом, а механизмом. Организацией. С бухгалтерией, с кассой, со штатным расписанием. А ведь только такой "организационный" подход может обеспечить здоровую бодрую жизнь талантливым, а иногда и великим разгильдяям. На которых ходят, кого хотят, от вида коих корчатся в падучей.
Олег Павлович Табаков - не распрекрасный шевелюристый кудесник, не вождь, не учитель (хотя всех этих званий отнюдь не чурается). И в то же время не управдом какой-нибудь, не хозяйственник-бюрократ. Олег Павлович Табаков - импресарио в дивном - дягилевском - воспоминательном смысле. Кроме него, пожалуй, нет таких сегодня, разве что Гергиев в Мариинке. Он, конечно, служит музам, и хорошо - почти гениально - служит. Но первым делом для него все же велюровская Мосэстрада, откуда берутся денежки, где получают и поручают. Где можно выбить квартиру легендарному артисту или лицензию на торговую деятельность в районе метро "Красные Ворота". Где решают, почем продавать билеты и в каком месте строить новую сцену. И эта душевная организованность или организаторская душевность - как хотите назовите - необходима артисту не меньше роли. А зрителю - побольше игры иных артистов. Ведь и буфет, и туалет, и вешалка - тоже театр. А история... Господи, знать бы, что это такое! Да и не нужно, ведь если есть она - история эта, - Олег Павлович уже там, рука об руку с Олегом Николаевичем, спина к спине с Михаилом Афанасьевичем.
Табакерки
В ближайших планах театра - "Ю" Ольги Мухиной в постановке Евгения Каменьковича и "Антигона" Жана Ануя. Ее ставит Темур Чхеидзе, специально летающий на репетиции из Грузии. "Эта пьеса учит оставаться самим собой, а сейчас нет ничего важнее этого", - заметил как-то Олег Павлович. Он видел спектакль в Тбилиси, в судорожном зале, при свете зажигалок.
Готов план реконструкции МХАТа. Помимо полного переоснащения мастерских и технической части в него входит строительство многоуровневых подземных гаражей и вишневый сад на поверхности.
Совместно с интернет-проектом студии Артемия Лебедева создан новый сайт МХАТа. Его адрес: http://art.theatre.ru/. Этот сетевой ресурс обладает уникальной системой редактирования информации. Совмещенность с разветвленной базой данных позволяет интегрировать все содержание мхатовского сайта с информационной базой известного проекта Theatre.ru. На сайте выложены подробные досье не только артистов театра, но и драматургов, чьи пьесы идут на этой сцене, режиссеров, хореографов, композиторов, сотрудничающих со МХАТом.
Обнародовала свои репертуарные планы Театр-студия п/р Олега Табакова. Первой премьерой сезона станет "Долгий рождественский обед" Торнтона Уайлдера в постановке Миндаугаса Карабаускаса. Для театра написал пьесу Виктор Шендерович. Сам Табаков хочет поставить горьковских "Дачников". На конец сезона намечены "Господа Головлевы" и "Преступление и наказание".
Нашелся автор пьесы "Скрипка, и немножко грустно", подброшенной в гостиницу города Туапсе, в котором "Табакерка" второй год гастролирует. Светлане Савиной 24 года, она чрезвычайно симпатичная женщина. Театр планирует поставить ее пьесу - помимо сложившейся вокруг нее интриги это хорошая качественная драматургия.
Весной должна начаться реконструкция здания "Табакерки" на улице Чаплыгина. Параллельно будет закладываться новое здание театра на Триумфальной площади, где когда-то начинался "Современник", из которого вышел Табаков.